На заседании депутатского комитета по вопросам ЖКХ и градостроительной политике замглавы города Александр Яменсков рассказал, как выбирают улицы для включения в план по ремонту дорожного полотна. Во-первых, постоянно обследуют асфальт с помощью автолаборатории, во-вторых, ориентируются на информации муниципального управления по развитию и реконструкции автодорог, заявки администраций внутригородских районов, жалобы жителей, информации с заседаний координационных советов. И дальше, исходя из возможностей бюджета, выбирают дороги для ремонта. Приоритеты — магистральные улицы, маршруты школьных автобусов и общественного транспорта, дороги у социальных объектов. Если построят школу, фельдшерский пункт или что-то подобное, то деньги на обустройство проездов у этих объектов тоже черпают из этого дорожного фонда.
А вот цифры. По нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в Новороссийске в этом году всё намеченное сделали быстрее, и Краснодар выделил ещё денег из лимитов будущего года на продолжение ремонта дорожного полотна. За новые миллионы успевают отремонтировать проезжую часть 24 улиц. Их общая длина — 14 километров.
Ямочный ремонт в 2022-м смогли сделать на 188 улицах, грейдировали 98 улиц, установили 22 светофора и 5 остановочных комплексов, 17 «лежачих полицейских», обозначили 14 пешеходных переходов, более полутысячи дорожных знаков привели в соответствие с ГОСТом, нанесли почти 12 тысяч квадратных метров дорожной разметки, причём всё чаще используя термо- и холодный пластик как более устойчивый к износу. Методом «народной стройки» забетонировали проезжую часть более полусотни улиц. Договариваются о новой порции цемента — 2,8 тысячи тонн, что хватит на бетонирование ещё 10 улиц.
Работа большая, однако можно ли рассчитывать на что-то серьёзное, а именно на новые дороги в асфальтовом исполнении, в следующем году селянам? Тема бездорожья окраин звучит в Думе два десятилетия, и вновь её подняла депутат от Гайдука Наталия Боровская. Яменсков дал понять — нет. Причина — мало денег. Новая дорога — это обязательно проект, который оценивается в несколько миллионов рублей. В нынешних бюджетных условиях так швыряться деньгами не могут. Поэтому дорожная работа на окраинах сродни Тришкиному кафтану — латают и грейдируют, сколько хватает на лоскутки. Депутаты в очередной раз говорили о необходимости включить сельские дороги в число приоритетов для бюджетного финансирования, подключать к решению этой проблемы край. Их предшественники тоже говорили об этом. Но дорог сродни городским на окраинах как не было, так и нет. И не будет?