Экскурсии от первого лица
Официальный год рождения музея – 1974. Тогда в нем работали всего семь человек. В том числе Эмилия Михайловна, мама Елены Петровой, хранителя фондов «Абрау-Дюрсо».
– Мама работала старшим официантом, кассиром, заменяла заведующего, проводила лекции. Работала под руководством первого директора музея, знаменитого нашего земляка Николая Васильевича Субботина, участника сражений на Малой Земле. Бывший винодел-технолог, он и по музею ходил в белом халате, с длинной указкой.
Елена Васильевна все свое детство провела в музее и помнит легендарного создателя музея-дегустационного зала Эдуарда Яковлевича Клоца. Он проводил экскурсии только для высокопоставленных гостей, важных делегаций:
– Это был невероятно интеллигентный человек, говорил неспешно, каждое слово было весомо. Помню его мягкий, бархатный голос. Большой доброты был человек, несмотря на то, что ему пришлось пережить. Когда началась война, он был арестован за немецкое происхождение на 15 лет, расстался с женой и детьми, встретился с ними спустя много-много лет.
Кстати, традиция проведения экскурсий по музею первыми лицами компании сохранилась до сих пор. Проводят их директор по виноделию Жорж Бланк и владелец винного дома «Абрау-Дюрсо» Борис Титов. Рассказывают, что Борис Юрьевич проводит такие экскурсии вдохновенно, с присущим ему тонким чувством юмора.
– В музей, который расположился на пятом этаже Завода столовых вин, – продолжает Елена Васильевна, – нужно было подниматься по нашей знаменитой сталинской лестнице, проходить через мостик (он не сохранился).
Первый зал был посвящен истории развития «Абрау-Дюрсо» и технологии производства «Советского шампанского». Здесь находился всеми любимый макет завода – с тоннелями, горой в разрезе. Зал дегустации был там, где сейчас находится профессиональный дегустационный зал. И, кстати, историческая люстра, дизайн в ходе реконструкции были сохранены, все выглядит так, как было 50 лет назад.
Еще был длинный проход, вдоль стен которого на высоких стеллажах стояла продукция предприятий юга – Кубань, Кабардино-Балкария, Дон. Была здесь сувенирная продукция для хранения вина от некогда знаменитого Императорского Ломоносовского фарфорового завода – графинчики, пингвинчики.
В залах можно было увидеть награды и картины с пейзажами Абрау-Дюрсо, статистические таблицы, специально написанные для нашего музея портреты абрауских виноделов. Эту галерею в нашем музее можно увидеть и сегодня.
А вот по другим данным, музей при заводе работал уже в 1927 году. Скорее всего, предполагают сегодняшние музейные работники, это не был музей в сегодняшнем представлении. Вероятнее всего, речь идет о небольшом помещении, где были собраны альбомы с фотографиями винодельни, гербарий, книги и справочники по виноделию и виноградарству, принадлежавшие первому агроному Черноморского округа Федору Иванову Гейдуку, французскому шампанисту Виктору Дравиньи, советскому ученому-виноделу Антону Фролову-Багрееву.
Туристы, они же – «интересующиеся»
Интерес у туристов Абрау-Дюрсо вызывало всегда. Последние лет 140-150 точно. Даже тогда, когда и такого понятия, как «винный туризм», не существовало.
– Мне попадались документы конца XIX века о том, что в имение приезжали «интересующиеся» из разных уголков Российской империи, – делится воспоминаниями Елена Васильевна. – Был заведен специальный журнал, где записывали, сколько средств потратили на «угощение». Было это, конечно, не на постоянной основе, по заявкам, как сейчас бы сказали. Проводили дегустации те виноделы, которые были посвободней.
Продолжались дегустации и в начале XX века, до Первой мировой войны. Как все происходило после революции, в довоенный период, утверждать точно нельзя – большинство документов тех лет утрачено в ходе боев и во время оккупации Абрау-Дюрсо фашистами в годы Великой Отечественной.
Каждому – по два бокала
В советское время музей славился не только, а может и не столько экспозициями, сколько знаменитыми дегустациями.
– Тогда подавали пять образцов продукции, – продолжает Елена Петрова, – «Советское шампанское» брют, сухое и полусухое, «Краснодарское игристое», «Каберне Абрау» и «Рислинг Абрау». На столах стояли вазочки тяжелого советского хрусталя – для конфет. Вопреки установившемуся сейчас мнению, что шампанское и шоколад – не очень, тогда на закуску подавали шоколадные конфеты «Ласточку», «Кара-Кум», «Ромашку». Потом перешли на печенье-крекер.
А вот для интуристов (у них билет стоил дороже: не 1,5 рубля, а два с половиной) подавали бутерброды с сыром.
– Я в музее с 1988 года, – продолжает Елена Васильевна, – и хорошо помню, как мы приходили с утра на работу и, если намечалась дегустация для иностранцев, бежали в магазин, покупали хлеб, только белый, сыр «Российский», нарезали все без особых изысков, не треугольничками, просто вдоль, на полоски, делали бутерброды. Никаких особых поставок не было, брали продукты в обычном поселковом магазине. Подавали бутерброды на фирменных тарелочках с этикетками продукции «Абрау-Дюрсо», Росглаввино, «Краснодарского игристого», «Каберне». Сувенирной продукции как таковой, как сейчас, у завода не было. Но ее можно было заказать.
Перед каждым гостем на такой дегустации стояло по два бокала. Сегодня отдельный бокал подают к каждому образцу вина. Но тогда, скажу честно, никто не возражал.
Белых пятен становится меньше
Были в жизни музейного комплекса тяжелые времена почти забвения. А в 2006 году работа по сохранению исторического наследия вышла на новый уровень.
Для этих целей был создан Фонд «Наследие Абрау-Дюрсо», который основал и долгое время, до самой своей смерти, возглавлял Юрий Борисович Титов, отец владельца винного дома «Абрау-Дюрсо» Бориса Юрьевича. Эту работу с 2007 года вела Анна Юрьевна Левычкина, которая сегодня является директором проектов Фонда. Возглавляет Фонд Игорь Владимирович Лозовский.
Белых пятен полуторавековой истории становится все меньше. В 2008 году открылся новый музейно-исторический комплекс, каким мы его знаем сегодня.
– За эти годы, – рассказывает корреспонденту «НР» Анна Юрьевна Левычкина, – проделана колоссальная работа в архивах Новороссийска, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга. Удалось найти и оцифровать невероятно важные и интересные материалы. В том числе о судьбах легендарных личностей, связанных с историей Абрау-Дюрсо. Многое сделано для понимания того, как развивалось виноделие в Краснодарском крае и соседних областях. Для популяризации найденных сведений изданы книги, созданы фильмы, проводятся выездные выставки, постоянно меняется экспозиция в музейно-историческом комплексе.
Пополнение музея происходит если не ежедневно, то на постоянной основе. В музее, например, всегда знают, когда на заводе будет выпущена новая продукция – комплекты новых этикеток, муляжи поступают в фонды.
Еще удалось найти потомков Виктора Дравиньи, и теперь они частые гости Абрау-Дюрсо. Посчастливилось разыскать и выкупить на аукционах подлинные документы и артефакты, связанные с историей хозяйства.
Бывают в музее и неожиданные встречи. Так, однажды на экскурсию в музей пришла внучка Веделя. Да, того самого Эдуарда Веделя, создателя первых марочных вин «Каберне» и «Рислинг», которые были удостоены высших наград на международных выставках. Его жизнь неразрывно связана с заводом и его успехами на протяжении многих лет. Он и похоронить завещал себя здесь. После того знакового визита и знакомства в Абрау-Дюрсо была реконструирована могила легендарного винодела, и теперь это еще одна достопримечательность этого места.
– Расскажите о ваших последних находках, – прошу Анну Юрьевну.
– Так получилось, что царский период Абрау-Дюрсо нами изучен гораздо больше, чем период 20-30-х годов прошлого века. И вот недавняя огромная удача – у букиниста мне посчастливилось купить журнал «На стройках МТС и совхозов» выпуска ноября 1936 года, где половина посвящена Абрау-Дюрсо! Там уникальные данные, а абсолютное открытие – неизвестные ранее фотографии Фролова-Багреева!
Виды на перспективу
Сегодня многогранная работа музейного комплекса и всех тех, кто связан с сохранением истории, напрямую влияет и на развитие всего Абрау-Дюрсо. Именно в номинации «Развитие территорий» музей «Абрау-Дюрсо» одержал победу во Всероссийском конкурсе «Корпоративный музей» в 2024 году. По заслугам была оценена 20-летняя работа по восстановлению исторических объектов и созданию социально значимых туристических маршрутов. Речь идет о реконструкции музейного здания «Абрау-Дюрсо» 1907 года постройки, создание инфраструктуры для экскурсий на виноградниках, музеефикации памятника археологии «Башня аспургиан» при содействии Института археологии РАН и многом другом.
– В конкурсе «Корпоративный музей» мы участвуем уже третий год, и никогда не уезжали без наград, хотя и соревнуемся с гигантами – музеями РЖД, Газпрома… В этом году мы показали те объекты и направления, которые оставили память в истории того или иного места, микрорайона.
– Каковы планы на будущее?
– Изучение архивов, фиксирование того, что происходило и происходит. Ведь все, что было в 2010 году, когда я пришла в Абрау-Дюрсо, тоже уже история! И, конечно, дальнейшее развитие музейно-исторического комплекса в технологическом плане. Я мечтаю о создании большой виртуальной площадки, куда мы могли бы загрузить все, чем сегодня владеем, чтобы обеспечить доступ к нашим материалам всех интересующихся темой. Туда, к примеру, можно выгрузить недавно найденные редчайшие записи французских виноделов конца XIX – начала XX века. Они рассказывают, как работали над ассамбляжем, какие сорта винограда брали, в каком процентном соотношении, с какой кислотностью и т.д.
– Если бы представилась такая возможность, с кем из великих личностей Абрау-Дюрсо вы хотели бы встретиться и о чем спросить?
– Мне было бы интересно поговорить с агрономом Федором Гейдуком, который фактически начал виноградарство в этих краях. Как он понял, распознал возможности этой земли?! Ведь никаких терруаров до него тут не было и в помине! «Земля лежала впусте»…
Винодела Эдуарда Веделя – расспросить как человека, который жил и 42 года (!) работал в Абрау-Дюрсо в такие разные времена – царские, революция, Советский Союз… Был даже документ о его расстреле – как он выжил? В эти же времена работал и Фролов-Багреев, у которого были дворянские корни, блестящее образование. Как шампанист Виктор Дравиньи рискнул в 1905 году поехать фактически в Тьмутаракань из Франции? Как эти люди, вдохновленные делом, чувствовали себя на сломе и смене великих эпох?
– История не должна быть сухой, – подчеркивает Анна Юрьевна. – Наша общая задача привлечь на производство молодое поколение. Ведь не секрет, что привлечение кадров в нашу отрасль, которая испытывает сегодня дефицит рабочих рук, идет, в том числе, и через знание, приобщение к искусству и таинству виноделия. Мы должны подавать историю так, чтобы она запомнилась – через впечатления не только позитивные, но, может, и негативные, через звуки, ароматы. Человек, который прошел через музей, должен захотеть поделиться своими эмоциями и знаниями с другими и, конечно, вернуться еще не один раз за новыми впечатлениями!
-В мае 2024 года Президент Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Согласно документу, основой исторического просвещения в России является научное историческое знание и образование. И очень важно, что в этом документе закреплен, в том числе, статус отраслевых музеев как важного компонента научно-практической базы исторического просвещения, и оказание им государственной поддержки, -добавила Анна Юрьевна.