Известный мотопутешественник, член Русского географического общества Сергей Гвардин, инструкторы высокого класса Андрей Стародубцев и Александр Кучушев взяли за правило хотя бы раз в месяц собирать всех желающих на площадке в Алексино для проведения открытых уроков езды на мотоциклах.

Корреспондент «НР» побывала на одном из таких занятий. Рассчитывала увидеть здесь в основном подростков, которые хотели бы прокатиться с ветерком на крутом байке, и очень удивилась, заметив на открытом уроке в «очереди прокатиться» взрослых людей.

С одним из них мы разговорились.

Алексей Швед признался, что не так давно воплотил в жизнь мечту своего детства:

– Подарил сам себе на 50-летие байк. И хотя я раньше гонял на мотоциклах, и даже категория «А» в правах у меня есть, понял, что надо отточить свои навыки.

О том, что тренироваться и оттачивать навыки езды на мотоцикле надо постоянно, очень убедительно рассказывает Андрей Стародубцев. Старший помощник капитана по профессии, на мастер-классах он занимается любимым делом, которое приносит радость.

 – Помогаю ребятам осваивать безопасную езду на мотоцикле. Сам я уже 32 года за рулем, с восьми лет катаюсь. Понимание того, что мотоциклистам надо серьезно оттачивать навыки вождения, пришло ко мне в 2018 году – после ДТП. Тогда, залечив переломы пяти ребер и пальца, я поехал повышать свое мотомастерство. Запрос к ребятам был такой: научите резко тормозить в повороте! Но в процессе обучения выяснилось, что 27 лет я, оказывается, неправильно сидел на байке, неправильно смотрел и неверно управлял рычагами. После курса, где, считай, все осваивал заново, мои учителя предложили мне самому стать инструктором. Вот до сих пор учу в свободное от основной работы время всех желающих.

– Расскажите подробнее об аварии, в которую вы попали. Кто был в ней виноват?

– Был целый комплекс нарушений с моей стороны. А ситуация не столь уж и редкая: вышел из поворота, а дорога перегорожена автомобилем. Я не справился с управлением и въехал в авто, припаркованное у обочины, – вспоминает Андрей. – Сейчас пришедшим на тренировки людям пытаюсь объяснить, что навык грамотного торможения – один из основных в нашей науке. Вообще, я считаю, что в 95 процентах аварий виноват сам мотоциклист, потому что недоглядел и не оценил ситуацию. К тому же мы – самая незащищенная часть транспортного потока. В автомобиле водитель рассчитывает на подушки безопасности, корпус самого авто, а у нас… Шлем пластиковый, защитная экипировка – хорошая страховка, но не настолько крепкая, как железо.

– Какие основные ошибки, на ваш взгляд, совершают новички-мотоциклисты?

– Это так называемый «синдром Валентино Росси». Человек купил мотоцикл, сдал на права, ездит, ангел-хранитель оберегает его первое время. Потом мотоциклист ощущает уверенность, начинает смотреть ролики блогеров в Сети, такие, где со скоростью 200 км в час парни мчатся между рядами авто. Они думают: дай-ка попробую! А потом – аварии, увечья, смерть. Мы на занятиях втолковываем каждый раз, что не надо ездить быстро, надо – безопасно!

Еще один учитель на мастер-классе – Александр Кучушев. Он начинал свой путь мототренера в Краснодаре, инструктором в Центре высшего водительского мастерства. Обучал навыкам езды на авто и мотосотрудников роты сопровождения ДПС.

Его тоже прошу рассказать о тех граблях, на которые чаще всего наступают, а точнее, наезжают новички.

– Основная проблема новичков. Для многих становится откровением, что прежде всего мотоциклом управляют глазами. Все повороты-развороты, маневры – сначала просматриваешь визуально. Еще я учу правильно   прогнозировать дорожную обстановку, грамотно взаимодействовать с участниками дорожного движения.  Сам придерживаюсь такой политики: независимо от поведения других водителей, мотоциклист сам должен все делать правильно, без поправки на обстоятельства. Так можно в 95 из 100 случаев избежать ДТП. 

После столь пламенной речи мне уже в целом понятно, что пытаются донести до мотоциклистов инструкторы.  А вот какие цели преследуют сами мотоциклисты? Спрашиваю у них.

 – Я за рулем мотоцикла пять лет. Хочу на учебной площадке отработать навыки, которые пригодятся мне при движении в городе, отточить моторику и закалить мышечную память, – делится планами Александр. 

– Главная ошибка байкера – после получения прав уверовать в то, что ты теперь профи и можешь смело ездить по городу. Нет! Надо обкатывать дополнительно все ситуации, учиться в экстремальных обстоятельствах находить правильное решение, – говорит блогерша Александра Абрамова, гостья из Санкт-Петербурга. Ее мечта – купить фирменный байк, но сначала – научиться безопасно управлять мотоциклом.

– Меня научили держать баланс, это важно. А еще перекидывать ногу через бак, чего я раньше очень боялась, – похвасталась другая участница, Евгения.

Собравшимся предложили контрольные задания на развороты, повороты, быстроту реакции. Некоторые были в шоке оттого, что даже неправильно садились на байк.

Корреспондент «НР» тоже решила попробовать. Нет, не ездить, а хотя бы правильно научиться усаживаться на железного коня.

– Сначала зажмите рукой вот этот рычажок, – терпеливо подсказал инструктор. «А зачем? – думаю. – Я же ехать не собираюсь». Оказывается, рычажок надо зажать как раз для того, чтобы байк не поехал. Когда понимаю, что впереди стоит чья-то машина, меня прошибает холодный пот, и я до боли в ладони вжимаю рычаг в руль. Представляю, что вот мне предстоит поехать на этом мотоцикле, и понимаю, что самое страшное – затормозить и не завалить байк на бок. Нет, все-таки сесть на мотоцикл и поехать не так просто, как кажется. Положение рук, ног, перенос веса тела, взгляд – все очень важно в этой науке.

– Проводя такие занятия, мы вносим свой вклад в снижение аварийности на дорогах. Подробно разбираем ошибки даже тех, кто уже 10, а то и больше лет за рулем мото. И люди удивляются, что, оказывается, им еще есть чему поучиться, – обозначил цели мастер-классов Сергей Гвардин.

Следующая открытая мототренировка на площадке Алексино пройдет в начале августа. Следите за объявлениями на странице мотошколы в ВК: vk.com/gt_school