Есть дело

И снова героем нашей публикации становится дом-пенсионер. Коммунальная четырехэтажка построена в 1963 году и сегодня находится в предаварийном состоянии.

— На 1 августа 2019 года износ нашей кровли был уже 90 процентов! – вспоминает Татьяна. – Не лучше ситуация и с внутридомовыми системами. Например, специалисты НЭСК на нашу просьбу установить индивидуальные приборы учета электроэнергии дали ответ, что это невозможно, пока не будет капитально отремонтирована вся проводка.

Возможно, именно неудовлетворительное состояние дома, а также его небольшая площадь (в здании всего 42 жилые комнаты), являются теми факторами, по которым управленцы Новороссийска не горят желания взять его под свое крыло. Управляющие компании, по словам жителей, менялись у них очень часто, да вот только самостоятельно выбирали они только одну – «Аргумент».

— С июля 2022 года у нас неожиданно сменилась УК, — рассказала корреспонденту «НР» председатель совета дома Татьяна Котова. – Вместо «Аргумента» оказались в плену «Оплота». Ни договора, ни расшифровки тарифа, ничего.

Мириться с таким поворотом жители дружного дома не пожелали. Было написано заявление в полицию, проведена почерковедческая экспертиза, которая показала, что исследуемые образцы не принадлежат «хозяевам». Возбудили уголовное дело за подделку документов (протокола общего собрания собственников, – прим. ред.).

Придется платить, но не все

Это событие собственники восприняли как сигнал к тому, что теперь услуги управляющей компании можно не оплачивать, ведь они ее не выбирали, подписи – поддельные, а, следовательно, заключенного договора и следующих за этим взаимных обязательств – нет. Да и сотрудников «Оплота», работающих на доме, жильцы ни разу не видели, никакие акты не подписывали. Все проблемы решают вместе с главой Центрального района Евгением Титковым: загорелась проводка – помог вызвать электриков, потекли трубы – нашел сантехника.

— Позиция жителей ошибочна, — пояснила «НР» начальник отдела по работе с обращениями граждан УГХ г. Новороссийска Татьяна Шевцова. – Совсем не платить управляющей компании не получится, ведь в тариф заложены разные статьи расхода. Например, без проведения определенных работ и сбора необходимых документов дом не будет подготовлен к отопительному сезону. Или взять обслуживание внутридомового газового оборудования. В данном случае договор составляется между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Услуги газовиков оплачиваются. При этом жители в подписании актов не участвуют, ведь они в договоре двух юридических лиц не фигурируют. А вот снизить сумму платежей за не оказанные или некачественно оказанные услуги реально. Для этого жильцам надо составлять акты, их формы есть на сайте администрации, производить фото- и видеофиксацию, оставлять заявки в Службе 112: протекла кровля – заявка, загорелась проводка – заявка. Все это позволит потребовать от компании перерасчета. Если управленцы не захотят произвести его в добровольном порядке, то можно обратиться в суд. Специалисты нашего отдела защищают интересы новороссийцев в суде на безвозмездной основе.

«Заволокичивание»

За время следствия, которое длится второй год, правоохранителям пока не удалось далеко продвинуться в поиске тех, кто все же пошел на сделку с совестью и подделал подписи в протоколе собрания: «Неустановленное лицо, находясь в неустановленном дознанием месте, в неустановленное время…».

Более того, несколько раз были попытки дело закрыть, и только благодаря упорству Татьяны Котовой, ее жалобам в прокуратуру сделать это не удалось.

Женщина предоставила редакции несколько ответов из прокуратуры, в которых сказано, что расследование проводится с нарушениями, не в полном объеме, при этом дознание приняло заволокиченный характер. Это цитата. Уже неоднократно в адрес начальника полиции выносились требования об устранении нарушений федерального законодательства. Удастся ли найти виновных?

Запросы, обращения, хождения в ОБЭП, полицию, прокуратуру, администрацию, поездки в ГЖИ… Как итог на сегодняшний день – у Татьяны две сумки различных бумаг и кипа неоплаченных платежек.

— В конце 2023 года мы узнали, что ГЖИ края лишила «Оплот» лицензии. Мы так обрадовались, думали: ну все, наконец-то избавимся от них и их квитанций «за воздух». Но не тут-то было. Вопреки здравому смыслу они продолжают присылать нам квитанции, – в недоумении разводит руками женщина. – Разве это законно? По нашим данным, «Оплот» вообще банкротится. Неужели и после этого мы им будем что-то должны?

Лицензии нет – платежка есть

Все, что законно в сфере взаимодействия граждан и управляющих компаний, прописано в Жилищном кодексе. Но разобраться в хитросплетениях терминов и понятий неподготовленному человеку бывает сложно, поэтому корреспондент обратилась к начальнику УГХ Александру Павловскому.

— Ответ на вопрос жителей есть в ст. 200 ЖК РФ. Если простыми словами, то управляющая компания, которая была лишена лицензии, продолжает обслуживать дом и начислять платежи до того момента, пока в доме не появится новая управляющая компания или пока не образуется ТСЖ. Соответственно, в действиях «Оплота» нет ничего противозаконного. Другой вопрос, если они просто выставляют платежки и ничего при этом не делают. Тогда жителям надо составлять акты. И делать это с регулярной периодичностью. И на их основании требовать снижения оплаты. Возможно, через суд.

Что касается банкротства компании, то, в случае если это произойдет, «Оплот» все равно сможет выставлять людям квитанции с долгами, накопленными до момента признания его банкротом, – резюмировал Александр Викторович.

Снести к… радости

Жители дома №18 по ул. Конституции оказались заложниками ситуации. Старенький дом — с текущей кровлей и горящей проводкой – никому не нужен. Даже при проведении торгов на управление домом, которые по закону имеет право проводить администрация, на них никто не заявляется. Как итог, люди не могут избавиться от компании-призрака, которая официально вроде как лишена права управлять, а в реальности ежемесячно выставляет платежки за иллюзорные услуги.

В разговоре с Александром Павловским журналисту «НР» стало известно, что появилась одна УК, которая готова зайти на этот дом, но только при условии ощутимого повышения тарифа. Пойдут ли на это люди?

— Нам сообщили про эту УК. Сможет ли она что-то сделать, когда в доме надо ремонтировать все и капитально? В 2021 году мы самостоятельно, собрав по 5000 с каждой комнаты, заказали экспертизу. Наш дом аварийный. Сейчас мы ждем повторного выезда эксперта. Если все сложится, то у нас появится шанс на расселение в 2030 году. Это самый оптимальный вариант. А в ситуации с «Оплот»… Знаете, так надоел этот беспредел коммунального бизнеса, когда собственники квадратных метров словно бесправный скот. Когда законодатели положат конец бесконечному доению людей?

В поиске замешанных в подделке протокола нашего собрания мы намерены пойти до конца. Пусть за это хоть кого-то накажут реальным сроком. Может, тогда управленцы задумаются, а у простых людей откроется второе дыхание в борьбе за свои дома, за право делать самостоятельный выбор.