Родная кровь
Героя Советского Союза, партизанку-разведчицу Валентину Сафронову на Брянщине знают многие. По ее наводке были уничтожены 58 самолетов врага и пять зенитных установок. В плен к фашистам Валентина попала в бессознательном состоянии. Более полугода ее пытали, в надежде выведать хоть какую-то информацию, но ничего не вышло. Точная дата и причина смерти девушки, а также место захоронения не установлены. Есть легенда, что Валентину повесили, а ее тело ночью кто-то похитил. Скорее всего, это сделали друзья-партизаны, чтобы похоронить с почестями.
Историей своей героической двоюродной прабабушки поделился с корреспондентом «Новороссийского рабочего» участник СВО, преподаватель допобразования центра «Авангард» Святослав Сафронов. В его семье чтят память о подвиге предков, а 9 Мая – один из главных праздников.

Мечта
Неудивительно, что Святослав с детства хотел стать военным и делал все от него зависящее, чтобы желание осуществилось: вставал в четыре утра на пробежку, посещал туристический кружок, чтобы уметь читать карты и ориентироваться в лесу, в юности занимался стрельбой при ДОСААФ. Но по состоянию здоровья к военной службе Святослав оказался негоден.
– Для меня это была трагедия. Прабабушка, прадеды – участники Великой Отечественной. Отец – офицер, закончил военно-космическую академию им. Можайского. Ему сам Алексей Леонов диплом вручал, а я – негоден, – вспоминает Святослав. – Ушел в колледж социальный, потом закончил юридический факультет Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте.
К юриспруденции душа не лежала. Святослав шил кошельки из кожи, собирал и ферментировал кипрей, делая из него травяной чай, организовывал кинотеатры под открытым небом и т. д.
В 2019-м Сафронов переехал из Брянска в Краснодарский край. Работал на швейном производстве, затем был преподавателем в частной музыкальной школе, где обучал детей игре на гитаре. Оказалось, что у Святослава есть способности к преподаванию. Дети быстро схватывали подаваемый им материал.
Решение
– О том, что мирное время закончилось, я понял задолго до начала СВО. На Западе концентрировались военные силы – начало открытого конфликта было вопросом времени, – говорит Святослав. – Когда противник стал истреблять русский народ, я осознал, что должен быть готов к ведению боевых действий в современных реалиях, уметь защитить родных, если завтра враг придет на мою землю.
Воспитанный отцом-офицером, он понимал: легко на передовой не будет, надо серьезно готовиться. В течение полугода Сафронов усилено тренировался, прошел обучение на оператора БПЛА, пересмотрел множество роликов о том, как правильно надо оказывать медицинскую помощь и т. д. В декабре 2022-го, заключив контракт с одной из частных военных компаний, ушел на СВО.
– Родителям сказал, что уезжаю на вахту на Север. Отец мне через два дня перезвонил: «Не верю в сказку про Север. На СВО собрался?». Папа не отговаривал. Просто предупредил, что там все может сложиться не так, как я себе в голове нарисовал. Вся ответственность за решение лежит на мне.

Чудеса
Святослава отправили на Запорожское направление. Ему повезло попасть в часть с отличным техническим оснащением и амуницией, даже купленная самостоятельно броня не пригодилась. Позывной выбрал «Стриж».
– Стрижи – уникальные птицы. Они могут развивать скорость до 120 км/ч, имеют высокий уровень адаптивности, красиво летают. Не зря же одна из самых знаменитых пилотажных групп имеет такое название, – улыбается Святослав. – В общем, мне, как оператору БПЛА, этот позывной подходил.
На СВО Сафронов пробыл семь месяцев. Служил в роте связи, разведке, пехоте. Первый разведвыход случился 23 февраля 2023 года. Святослав считает эту дату символичной.
– За все время службы не получил ни единого ранения. Верьте или не верьте, но там есть место чуду. Анализировал со временем свою службу – несколько раз смерть рядом проходила. Как-то конфликт с командиром возник, после этого я ушел из связи в пехоту. Буквально через неделю мой напарник, с которым мы всегда в разведку ходили, погиб. Был бы я с ним, мы бы сейчас здесь не разговаривали.
Чуть помолчав, Святослав вспоминает еще один случай.
Его нагнал дрон. Завис над головой. Секунда на размышление. Святослав снова пустился бежать, но «птичка» вновь нагнала и зависла над ним. Оставалось принять смерть с высоко поднятой головой.
– Я тогда, кажется, не дышал. Представляете, вижу гранату, которую на меня по какой-то причине не сбрасывают. Может, не сработало что-то. Дрон повисел надо мной и улетел…

Составляющие везения
Говоря про чудеса, Святослав очень просит сделать пометку в статье, что на эти вещи надеяться не стоит, везет далеко не всем.
– Привезли нас в поле. Там яма и лопата, то есть ты у врага на ладони. Надо быстро и качественно укрытие построить. Справился – выжил. Если вы стоите, разговариваете с пацанами, вокруг тихо, солнечно и тепло, и тут все начинают в окоп прыгать, не надо спрашивать: «Что случилось?», прыгай со всеми – это спасет жизнь. Быстрота и слаженность действий, хорошая подготовка, знание правил оказания медицинской помощи, умение пользоваться картами, ориентироваться на местности – вот они, составляющие везучести.
Через три месяца после того как Святослав ушел на СВО, туда же отправился его отец, капитан запаса. Служили Сафроновы на одном направлении, практически по соседству. Совпадение или нет, но папа Святослава тоже вернулся домой живым и невредимым.
– Как ваша мама пережила, что двое дорогих ей мужчин ушли на СВО?
– Волновалась. Зато сестра теперь льготами пользуется – учится на переводчика китайского языка на бюджете, – с гордостью говорит Святослав.
– Вы не жалеете, что однажды приняли решение пойти на СВО?
– Нет. Те, кто своими глазами видел зверства укронацистов, не может жалеть о том, что старался это остановить. Реабилитация была сложная. Обращался к специалистам за помощью. Скажу так, что спустя полтора года мне кажется, что СВО была не со мной, а с кем-то другим. Память стирает страшные воспоминания, как ластик карандаш.

Миссия научить
По возвращении Святослав организовал лазертаг. От ребят, приходившим к нему на игры, узнал про Центр патриотического воспитания «Авангард». Познакомился с Георгием Фалеевым, окончил курсы при педагогическом колледже по подготовке педагогов дополнительного образования и пришел на работу.
– Я преподаю начальную военную подготовку, даю азы огневой подготовки и минно-инженерного дела, топографию, правила оказания медицинской помощи, учу умению организовать быт в полевых условиях. Кто-то внимательно слушает, проявляет заинтересованность, а кто-то говорит, что это ему не надо. В таких случаях привожу примеры из опыта, когда на СВО приходилось объяснять взрослым мужикам, как надо пользоваться жгутом, чтобы не сдохнуть от потери крови, потому как никто тебе в поле не поможет, если артерию осколком перебьет. Никто. Потому что не успеют, потому что на все про все будет всего 30 секунд. Рассказываю, как бойцы по картам ориентироваться не могли, терялись и выходили на позиции врага. И их убивали. Мне же при перемещении на линии боевого соприкосновения очень помог опыт, когда-то приобретенный в поисковой организации LisaAlert, где я был командиром группы. Никто не знает, что и когда пригодится в жизни, поэтому лучше уметь, а моя задача – научить.