Не купили кроссовки – поджег дом
Артисты на сцене в нелепых детских нарядах изображают детей, играющих во взрослых в песочнице. Мама – деловая женщина, которая «рулит» семьей и все время занята важными делами. Отец — вечно причитающий абьюзер. И сын Андриа, лавирующий между двумя сумасшедшими родителями.
В этих детях, играющих во взрослых, мы узнаем себя в реальных бытовых ситуациях, слышим фразы, которые иногда позволяем себе произнести. И видим совершаемые ошибки, которые можем только сейчас, в зрительном зале, осознать и обдумать.
Сын Андриа (в исполнении Александра Уварова) просит родителей купить ему кроссовки «Рибок». Родители отказывают по причине их дороговизны. Сын в отместку поджигает дом. Игрушечный дом, но нам, зрителям, все равно очень страшно. Ведь дом мог быть настоящим!
Отец (Вячеслав Утолин) закладывает властям свою жену (Марина Дымникова) и получает за подлость вознаграждение. Типичный отец семейства жалеет своей супруге даже дождевой воды, которую женщина собирает, чтобы напоить приблудившуюся бродячую собаку. Сыну иногда достаются от папки оплеухи и оскорбления, да и матери иногда «прилетает» от семейного тирана.
— Мама, это же нормально, когда тебя бьет папа. Ты же женщина! И вообще нормально бить детей, — спокойно рассуждает со сцены сын Андриа, и это рассуждение пугает и шокирует.






Пришлось немного отредактировать
Очередная премьера спектакля «Парадокса» по пьесе скандального сербского драматурга Биляны Срблянович заставила о многом задуматься. Задуматься о том, что взрослые – это повзрослевшие дети. Именно так трактует пьесу режиссер театра-студии Александр Уваров, играющий в этом спектакле сына.
— Первый раз я увидел постановку пьесы «Семейные истории» (второе название «Мамапапасынсобака») в исполнении артистов театра «Современник». Там абсолютно звездный состав актеров – Чулпан Хаматова, Ольга Орлова, а режиссером выступила Нина Чусова. Пьеса на меня произвела неизгладимое впечатление. Она про насилие в семье. И дети, играющие во взрослых, просто копируют поведение родителей, — рассуждает Александр.
Би́ляна Србля́нович — сейчас одна из востребованных драматургов Европы, но ее поведение в начале двухтысячных наделало много шуму, о чем можно прочесть в открытых источниках. Драматург задерживалась полицией за покупку запрещенных веществ и избежала заключения только потому, что сдала наркодилера. Ее оригинальный спектакль изобилует ненормативной лексикой. Александр Уваров признается, что переработал пьесу, убрав из нее мат, признаки национализма, расизма, сексизма, пропаганду и политические призывы. Но главная мысль пьесы, которую Биляна писала изначально не для сцены, осталась: взрослые – это повзрослевшие дети и все, как бы банально ни звучало, из семьи.


Обещаю, что не буду взрослеть
Совершенно неожиданно посреди спектакля у сына Андриа появляется друг – собака, которую тоже играет ребенок (актриса Анастасия Яценко). Собака почти весь спектакль не произносит ни одного слова. Уваров говорит, что у Биляны Србля́нович было пояснение, что собака – это особенный ребенок, который в силу диагноза не может говорить. Только с собакой у мальчика особый контакт. Становится понятно, что собака введена в пьесу неспроста. У нее особенная роль.
В финале сын обижается на своих родителей и уходит из семьи в большую жизнь. Финал пьесы провокационный, зритель может его додумывать, фантазировать, принимать его или отрицать. Родители (не забываем, что это дети, играющие во взрослых!) не переживают из-за ухода сына в большую жизнь. Девочка-собака находит их мертвыми. И вот тут собака, молчащая полтора первых часа, впервые начинает говорить. И не просто говорить. Собака (она же ребенок) выкрикивает в зал все обещания, которые дети дают Богу, чтобы только их близкие не покидали их:






«Обещаю, что больше никогда не буду с грязными руками садиться за стол, не буду оставлять пятна на книгах, рвать газеты, выкрикивать лозунги, просить денег, плакать, делать затяжки на колготах, портить книги, влюбляться, плевать в суп, красть деньги из кошелька, сбивать коленки, просить сладкого, списывать в школе, разговаривать о политике, морщиться, просить наследство, помощь, квартиру, планировать будущее, иметь свое мнение, искать успеха, счастья и мира. Я не буду взрослеть!».
В этот момент приходит осознание, что именно этого мы и требуем от детей. В горле встает ком, слезы наворачиваются на глаза. И уже взрослый зритель дает себе обещание, что никогда-никогда не даст подзатыльник своему ребёнку, не обзовёт его идиотом, никогда не отпустит от себя далеко, каким бы он взрослым и самостоятельным ни стал. Крик собаки делает финал пьесы.






В ответе за того, кого родили
После спектакля была возможность пообщаться с режиссером и попросить прокомментировать шокирующий финал. Александр Уваров посоветовал не думать о плохом. По его мнению, в финале сын просто повзрослел, а родители постарели и скончались от старости. Все как в жизни.
— Мы поставили пьесу, которая заставляет задуматься взрослых об их поведении в семье. И честно ответить на вопрос: а в кого же их дети? К сожалению, не все могут в себе этом признаться. Главная мысль спектакля – мы в ответе за того, кого родили, кого явили этому миру.
Александр Уваров говорит, что его спектакль – социальный. Он дает возможность взрослым зрителям увидеть себя и исправить ситуацию. Пока не поздно. Пока дети не выросли и не ушли из дома. И пока родители еще живы.
Информационный обзор редакции