На черноморском театре военных действий в обеспечении советских войск горючим довольно быстро возросла роль Туапсинского порта и Туапсинской перевалочной нефтебазы. Сюда в 1928 году был проложен из Грозного первый крупный российский магистральный нефтепровод, по которому шла нефть из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря.Одновременно в Туапсе построили нефтеперегонный завод и нефтяной пирс на четыре причала. С 1938 года по этому же нефтепроводу в Туапсе транспортировали нефть, которую добывали в Краснодарском крае. Поэтому совсем не случайно весной-летом 1942-го немецкие войска, начав наступление на богатые нефтью районы Северного Кавказа, планировали захватить Туапсе.

Нефтепровод «Грозный — Туапсе» часто бомбила немецкая авиация, и в октябре 42-го его разобрали, чтобы использовать трубы на строительстве нефтепродуктопровода в тыловых районах страны — из Астрахани в Саратов. Для этих же целей разобрали и участок нефтепровода «Кош – Армавир». Это не варварство, просто в то время остро не хватало труб и арматуры, а на Северном Кавказе снабжение войск ГСМ можно было проводить по железной дороге или танкерами из Батуми. Ликвидация нефтепровода решала и другую задачу — в случае захвата врагом этих территорий у него не будет очень удобного способа вывоза бакинской нефти в Германию.
Читая воспоминания ветеранов нефтебазы в газете «Туапсинские вести», понятно, каким адским был их труд с августа 41-го и до самого окончания войны. Коллектив фактически жил на работе, поскольку всех перевели на казарменное положение. Мужчины, рвавшиеся в армию, получали в военкоматах отказ. Им прямо сказали, что их фронт — снабжение армии горючим. И на нем они проявили подлинный героизм — за сутки порой обрабатывали до 1200 вагонов-цистерн, что в три раза превышало довоенные производственные показатели. Когда же летом 1942-го от линии фронта Туапсе отделяло менее 30 километров, работники нефтебазы за трое суток напряженного труда сумели эвакуировать из города 80 тысяч тонн нефтепродуктов.
С декабря 41-го немецкая авиация стала часто совершать налеты на терминал, поскольку к тому времени он стал на побережье единственной «топливной цистерной» для наших армий, сражавшихся за Кубань и Крым. От взрывов бомб рвались трубопроводы, горели резервуары и эшелоны с топливом и нефтью. Но нефтяники даже во время бомбежки, получая ранения, порой смертельные, не останавливали ремонт оборудования, расчищали завалы. Они тушили пожары и порой в буквальном смысле горели на работе, закрывая собой вспыхнувший трубопровод, чтобы перекрыть огню доступ кислорода. Обучали и молодых коллег — женщины и подростки пришли, чтобы заменить мужчин, сражавшихся за Родину. Кстати, для многих из них работа здесь стала спасением от голодной смерти, ведь тружеников тыла кормили лучше, чем иждивенцев.

Помогала в борьбе с врагом и смекалка: директор предприятия Мирон Саркисов придумал новый способ поставки нефтепродуктов по морю. Сняли с колес железнодорожную 50-тонную цистерну и сделали из неё плавучую емкость — навесили балласты, притопили, заполнив емкость бензином так, чтобы на поверхности оставалась только горловина, и буксир провел испытания, протащив такой вот «танкер» по бухте. Получилось! Вот так горючее шло до Геленджика, откуда снабжался десант на Малой Земле.
За свои самоотверженность и отвагу работники нефтебазы получали, как фронтовики, ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа».
А коллеги с нефтеперегонного завода, пусть вдалеке от дома, но тоже ковали победу. Уже осенью 1941-го началась подготовка к эвакуации в тыл Туапсинского НПЗ, а полностью его переправили в Туркмению летом-осенью 1942 года. На новом месте, в городе Красноводске, — в пустыне, где жара и безводье, — туапсинцы под руководством директора А.И. Шульца и главного инженера Ю.П. Борисова менее чем за год собрали новое предприятие. Уже летом 43-го, в разгар сражения на Курской дуге, оно начало снабжать армию автомобильным бензином. В том году НПЗ поставил на фронт 70 тысяч тонн нефтепродуктов. После войны предприятие стало основой нефтехимической промышленности Туркменской ССР.
Боевой период нефтебазы закончился осенью 1943-го, когда советская армия освободила от захватчиков Новороссийск и весь Краснодарский край. За полтора года войны фашисты сбросили на нефтебазу около 200 авиабомб, врагу удалось полностью уничтожить три и частично повредить более десятка резервуаров, разрушить два причала нефтепирса. Однако коллектив продолжал в полном объеме снабжать топливом Черноморский флот, отдельную Приморскую армию и 4-й Украинский фронт, которые пошли дальше на запад, приближая победный май 1945 года.
Фото М. Саркисов. Фото с сайта «Бессмертный полк».