На выставке токарной миниатюры были не только мелкие изделия – изящные вазочки, например, но и довольно крупные вещи: панно, часы, чаши и блюда. В каждом можно увидеть неповторимые узоры природы. Ведь прежде мастера это Она поработала с деревом! А делом токаря уже было раскрыть и явить миру эти удивительные пейзажи, которые мы, возможно, никогда бы сами и не увидели, пройдя мимо какой-нибудь коряги, лежащей на берегу моря.
Сейчас у мастеров модно обыгрывать даже грибок, который разъедает дерево и дает таким образом красивый, причудливый узор. Таких работ много у мастера из Крымска Дмитрия Лисицына. Именно ему больше всех задавали вопросы посетители выставки.




— Можно ли вашу посуду использовать в быту?
— Не только можно, но и нужно, — широко улыбался Дмитрий. — Вот в это блюдо, например, можно положить плов, это пойдет для салата, Фруктов, да всего что угодно!
— Можно ли деревянную посуду мыть в посудомойке?
— Вот это нежелательно. Но она, поверьте, легко моется и так.
— Вы делаете посуду на заказ?
— Ни в коем случае! Меня просили сделать одинаковые тарелки для одного ресторана, я отказался. Не хочу быть ничьим рабом! Если хотите знать, я кайфую от своей работы. И делаю ее для себя, от души. У меня свыше тысячи работ, и ни одна не повторяется. Я еще и мебель всю деревянную, добротную в доме смастерил.




— Как вы пришли к этому увлечению?
— Вы помните потоп в Крымске? Мы тогда только переехали в новый построенный дом. Мебель была закуплена дорогущая, импортная, конечно же, из ДСП или чего-то там подобного. После наводнения все шкафы и стенки разбухли и просто так – хоп! – сложились, как карточные домики. Уцелела одна табуретка, которая была деревянная. Так я взялся сам мастерить мебель. Но это занятие не совсем по душе оказалось, а вот посуда и панно — это да, это моя отдушина, мое творчество.
Мастерская находится прямо в доме, и я могу с самого утра уйти «на работу» и трудиться. По профессии я – летчик, у меня три высших образования, две пенсии, и сейчас на жизнь хватает, чтобы заниматься любимым хобби.
На этой выставке меня привлекли работы Эльдара Зейтуллаева. Зацепили своей, я бы сказала, скромностью, лаконичностью форм. Они – как черный квадрат Малевича. Заставляют не столько восторгаться, сколько размышлять.




— Это мои эксперименты, — поясняет мастер. – Вы, наверное, заметили, что я не делаю акцент на текстуре дерева. Ведь рисунок дерева создает другой мастер – природа. Я стараюсь экспериментировать с формами, поверхностями, размерами, толщиной стенок, изгибами.
— Когда вы увлеклись этим?
— Да еще со школы! Я учился в школе села Мысхако. И у нас резьба по дереву была альтернативой обычным урокам труда. Первое мое изделие – это ложка.
Потом я получил образование графического дизайнера, увлекался фотографией. Мои работы как фотохудожника есть в частных коллекциях состоятельных людей за границей.
— Вы помните своего учителя из школы?
— Конечно, это Василий Яковлевич. У него и дома была мастерская, и он нас туда приглашал. Думаю, многие его ученики благодарны ему за привитые азы мастерства.




— Можно ли, изготавливая все это на продажу, безбедно существовать, прокормить семью?
— Нет, работа – отдельно, хобби — отдельно. Все эти штуки, эти эксперименты — они некоммерческие, на них нельзя прожить. Это для души.
— Где вы берете материал для своих работ?
— В основном, когда люди расчищают старые участки, они приглашают меня, зная, что я могу дать срубленному дереву вторую жизнь – в произведениях искусства. Но я бы в жизни не срубил дерево только для того, чтобы пустить его на свои работы.
Организатор выставки – токарный маэстро Новороссийска — Пётр Московцев очень доволен результатом и масштабами выставки. Известный фотохудожник, увлекшись токарной миниатюрой, многих своих товарищей из фотоклуба «Эхо» заразил этим ремеслом.
— Новороссийск – чуть ли не единственный город в России, который позволяет себе роскошь делать ежегодные выставки токарной миниатюры, — с гордостью говорит Московцев. – Наши мастера — очень отзывчивые. В конце декабря прошлого года решили сделать выставку, и вот она, в январе, пожалуйста, уже открылась. Мы привлекли мастеров из других городов: Крымска, Геленджика, из поселка Возрождение. Когда идет развитие, когда мастера видят, что можно выставлять свои изделия, то и работа движется.




— Петр Михайлович, года полтора назад у нас в городе уже проходила выставка токарного искусства. Сейчас экспонаты новые?
— Все работы новые. Мы рады, что наши ряды пополняются.
— Какие работы здесь вы лично отметите как необычные?
— Это очень сложный вопрос. Но обратите внимание на работы Николая Мотренко. Он фотохудожник с особым видением. А теперь увлекся еще и деревом. Взгляните, это абсолютно абстрактные формы. Самое сложное – в деревяшке, лежащей на берегу моря, мокрой, грязной, в песке и гальке, увидеть Нечто. Сложно вообще представить, что может из нее получиться, это процесс чисто интуитивный, который никакой логике не поддается.
И, конечно, такую работу повторить невозможно. Она — в единственном экземпляре, это один оригинал! Дрифтвуд арт (изделия из дерева, над которым предварительно потрудилось море) — это сегодня развивающийся вид прикладного искусства.




Мастеров-ремесленников на этой выставке решили поддержать художники Новороссийского центра творчества и ремесел.
— Узнав, что собирается такая выставка, мы решили познакомить горожан и с живописью молодых новороссийских художников, — рассказала Юлиана Немирович, организовавшая живописцев. – Многие из авторов такие скромные. Например, Наталья Вайгант. Когда я увидела ее работы в мастерской, то решила, что люди должны тоже ими полюбоваться. Наталья – настоящий певец нашей набережной.
— Родилась в Кирилловке, живу там и работаю в местном ДК, обучаю деток живописи, — рассказала о себе художница Наталья Вайгант. – Рисовать начала со школьной скамьи. В детстве уговорила маму отдать меня в «художку», а позже удалось получить образование в Кубанском университете. Я могу с кистью и красками стоять у мольберта сутками напролет, но, помимо этого, есть работа, семья, дети, домашние обязанности.
— Ваши работы очень высоко оценивают как специалисты, так и обычные посетители выставки.
— А я вот самокритична. Мне кажется, что надо еще учиться и учиться, совершенствовать свое мастерство.
На этой выставке каждый может найти то, что его удивит. Пользуйтесь случаем! Вход бесплатный. Дом ремесленника находится по адресу: Набережная адм.Серебрякова, д.53. Часы работы с 11.00 до 19.00. Ежедневно, кроме понедельника. Выставка (0+) продлится до 20 февраля 2025 года.






