Как сделать так, чтобы дети с радостью включались в семейное дело, а не воспринимали его как обязанность? Эти и многие другие вопросы обсудили участники заседания Комиссии по развитию семейного предпринимательства в Новороссийской торгово-промышленной палате.

Напомним, что объявленный в стране Год семьи, стал плодотворным для многих. И сейчас время подводить итоги, смотреть, что получилось, а над чем еще предстоит поработать.

Гидроизоляция и фермерство: дело всей семьи

Возглавила встречу Лариса Моторная, кандидат технических наук и эксперт в области гидроизоляции бетона, генеральный директор компании, которая занимается гидроизоляцией.

В рамках Года семьи, объявленного Президентом России Владимиром Путиным, семейное предпринимательство получило мощный импульс к развитию, и обсуждение этой темы стало особенно актуальным.

Семья Моторных – яркий пример того, как можно объединить усилия и построить успешный семейный бизнес. Их общее дело – гидроизоляция. Лариса Васильевна руководит деятельностью компаний в Южном федеральном округе, ее супруг Николай Моторный возглавляет подрядную организацию, специализирующуюся на выполнении работ по гидроизоляции и ремонту, а старший сын Александр Моторный непосредственно занимается выполнением работ в качестве мастера гидроизолировщика.

Но и младшие сыновья тоже не остались в стороне и успешно начали свои проекты. Младший сын Андрей, например, всегда мечтал о корове. Свой путь он начал с небольшого подсобного хозяйства, ухаживая за курочками. Коллеги семьи из Новороссийской торгово-промышленной палаты активно поддерживали его начинания, покупая домашние яйца. После вдохновляющей встречи с аграрной династией из Рязани, Андрей узнал, сколько гектаров земли нужно, чтобы прокормить корову. Вместе с отцом они рассчитали финансовые затраты и разработали план. Сейчас юный фермер уже ухаживает не только за курочками, но и за козликом. Каждый день начинается до шести утра, чтобы до учебы успеть завершить все хозяйственные дела.

Лариса Васильевна поделилась опытом их семьи, отметив, что привлечение детей к бизнесу вдохнуло в него новую жизнь.

 – Семейный проект – это нечто особенное, что трудно понять, пока сам в это не погрузишься, – рассказала она. – Для нас ключевым моментом стало вовлечение детей. Они начали снимать ролики, брать у нас интервью, и это увлекло всю семью. Мы увидели, что проекты семейного бизнеса важны не только для нас, но и для будущего наших детей и страны.

Опыт и вдохновение от коллег

На заседании предприниматели из Новороссийска, Геленджика и Крымска поделились своими историями и подходами к семейному бизнесу. Это семьи Горбуновых (Архитектурное бюро «АртВИНД»), Алесиных (Винодельня «Форт Раевский»), Беркиных (Кадровое агентство), Кузьминых (Улиточная ферма «Семья»), Калиберда (Магазин «Светлячок»), Рудых (Агентство недвижимости «Астория»), Григорьевых (Земельно-кадастровый центр «Моя Земля»), Матвиенко (Праздничное бюро «Полет») и многие другие.

Да, не всегда все идет гладко, есть и подводные камни, но для этого и встретились.

Президент Союза НТПП Игорь Жаринов подчеркнул, что семейное дело укрепляет семейные ценности, развивает взаимопомощь и способствует расширению круга общения. Многие участники отметили, что благодаря семейным проектам не только наладили дружеские связи между семьями, но и стали организовывать совместные мероприятия, помогая друг другу. Особое внимание было уделено проектам, направленным на поддержку молодежи и продолжение семейных традиций, таким как «Семейные компании России», «100 семейных компаний под патронатом Президента ТПП РФ» и «100 надежд бизнеса». Эти инициативы вдохновляют предпринимателей и помогают укрепить семейные связи через общее дело, создавая прочную основу для будущего.

Информационный обзор редакции

Фоторепортаж Виктории Николаенко