Когда смотришь моноспектакль, тем более, такой увлекательный, всегда задумываешься, каким образом можно так долго держать зрителя в напряжении. Как вообще возможно одному актеру перевоплотиться в целый оркестр!
Это сравнение с оркестром вполне уместно, когда речь идет о спектакле «Контрабас» (по пьесе Патрика Зюскинда). Его в рамках международного фестиваля «Театральная гавань» показал новороссийцам заслуженный артист Республики Азербайджан и Калмыкии Шовги Гусейнов.
Переживания главного героя – музыканта оркестра – захватывают в первых минут. Эмоциональное повествование становится все насыщенней, и вот мы уже словно бы видим не одного актера, а двух, нет, трех, да больше, больше! К слову, его величество Контрабас – он присутствует на сцене- и даже подает «голос» — можно считать полноценным напарником актера.
Монолог главного героя можно смело разбирать на цитаты. Некоторые зрители даже записывали. А на некоторые фразы живу реагировали.
Например, на эту: «Как в последнее время подскочили цены!»
Я лично записала в блокнот вот это, что понравилось:
«Наши классики были сами по себе порядочными людьми»;
«Оркестр – слепок человеческого общества. В нем есть дирижер, первая скрипка и вторая» и так далее…
К финалу спектакля мы действительно словно видим в туманной дымке весь оркестр и отчаявшегося завоевать любовь прекрасной оперной певицы Сары контрабасиста. Обман зрения? Нет, талант одного актера.
«Контрабас» — это спектакль, где объемно показаны муки творческого человека: от той стадии, когда хочется все бросить до стадии обнуления и затем – понимания, что ты любишь свою профессию, свое дело, что это твоя жизнь и твое призвание!
Герой ощущает в себе потенциал настоящего художника и в то же время трезво осознает, что пока еще не вырвался из круга ремесла. Пылко влюбленный в молодую оперную примадонну, он не решается заговорить с ней. Только в своей комнате он ведет с ней страстные диалоги. Контрабас, инструмент музыканта, также имеет в спектакле свой «живой голос»; он – дитя, друг, обуза и источник вдохновения, проклятие и последнее прибежище души героя.
Зрители долго кричали «Браво!» Шовги Гусейнову. А экспертный совет, собравшись на «разбор» спектакля, не скупился на похвалы.
— Моноспектакль – это такая форма, когда невозможно спрятаться! – выступил председатель Камчатского отделения Союза театральных деятелей России Алексей Высторопец. – Нет такого артиста, который не хотел бы, не мечтал бы сыграть моноспектакль! Шовги Гусейнову удалось показать и динамику развития сюжета, и переживания музыканта за свой инструмент. И, конечно, в «Контрабасе» мы видим главную идею спектакля — жертвенность ради любви. Примеров такой жертвенности очень много в русской литературе.
Член экспертного совета Александр Воронов отметил, что эту пьесу Зюскинда играют многие актеры, но до нее надо созреть. И Шовги Гусейнову удалось передать все «ноты», все оттенки и перепады эмоций контрабасиста.
— Моноспектакль – это соло, и Шовги Гусейнов блистательно его исполнил, — подчеркнул председатель экспертного совета Константин Мишин
А эксперт Дмитрий Константинов поблагодарил актера из Азербайджана шикарной фразой: «Мерси, Баку!»
Сам Шовги Гусейнов рассказал, что играет этот спектакль 28 –ой год. В его репертуаре 6 моноспектаклей. Но он никогда ничего не делал ради репертуара.
Корреспондент «НР» попросила актера поделиться мыслями на тему современного театра. Что это вообще такое? Какие тенденции сегодня есть в театральном искусстве? — Для меня во все времена главное – это Человек! И для меня важно то, что с человеком на сцене происходит. Театр для меня – это не зеркало, а увеличительное стекло и я всегда служил своему делу совестно, — поделился Шовги Гусейнов.