Полевое творчество

С этой традицией, которая сохраняется на протяжении десятилетий, я знакома давно. То и дело в разговоре с работниками встречались названия участков, происхождение которых стороннему человеку неизвестно. Почему «Елочка»? Откуда на виноградных плантациях «Козлятник»? При чем тут «Черешня», и какое отношение к этому всему имел некто Загоденко?

Кстати, во внутренних документах и отчетах до сих пор пишут сначала номер участка, а потом, обязательно, его имя – участок №22 («Черешня»).

Наконец я попросила старшего агронома-виноградаря предприятия Алексея Юрьевича Пархоменко рассказать отдельно именно об этом. Алексей Юрьевич, агроном «Абрау-Дюрсо» во втором поколении, знает предмет.

А начали с сегодняшних забот виноградарского подразделения – закончена весенняя обрезка виноградников, идут подвязка, культивирование, чизелевание (глубокое рыхление). Высаживать на подготовленных площадях впервые будут саженцы собственного производства, не импортные. Посадочный материал поставляет питомник агрофирмы «Юбилейная», которая входит в Группу компаний «Абрау-Дюрсо».

«Шилинские» – это рядом с «Саяновскими»?

В 90-х годах прошлого века в совхозе «Абрау-Дюрсо» была практика сдачи участков в аренду. Работник со своей большой семьей брал несколько гектаров (отсюда и «гектарник») виноградника, что называется, под ключ. Своим коллективом занимались подготовкой плантажа, выравниванием, разбивкой по секторам, высадкой саженцев, уходными работами и уборкой урожая. «Шилинские» и названы в честь таких гектарников.

Есть участок «Гальян». Один из старожилов тракторного парка, Геннадий Лопатин, отец которого работал бригадиром в тракторном парке, рассказывал Пархоменко, что назвали его в честь семьи, которая жила рядом.

В 3-й бригаде есть участок Черникова, был такой знаменитый агроном в «Абрау-Дюрсо» в 70-е годы прошлого века, а его сыновья были виноделами. Растет виноград и на «Коклюгине», еще есть «Загоденко», ближе к Раевскому полигону, это тоже гектарники.

– Федор Степанович Загоденко работал один за всех! – рассказывает Евгений Константинович Саянов, ветеран «Абрау-Дюрсо». – Ему уже за 90, жив-здоров. А еще влево от озера Бам есть «Шапочка». Виноградом засадили верх холма, как будто шапку надели.

 Сам Евгений Константинович, мне показалось, удивился моей просьбе рассказать о том, как получилось, что участки виноградников в Больших Хуторах называют в честь его семьи «Саяновскими».

Саяновы – Евгений Константинович, его жена и зять (Виталий Владимирович Беспалый и сегодня работает в хозяйстве трактористом) – взяли 43 гектара в 2006 году.

– Опрыскивали, обламывали, обрезали, собирали урожай, приглашали на уборку девчонок из Натухаевской и Раевской, – вспоминает Саянов. – На нашем участке росли «пино-блан» и «каберне». Брать виноградники в аренду было достаточно выгодно. Если бы сейчас также за людьми закрепляли участки, было бы хорошо. 

Нравилась такая практика и легендарному новороссийскому агроному Сергею Григорьевичу Полякову, который многие годы отдал винзаводу в Мысхако, а последние несколько лет трудится в «Абрау-Дюрсо».

– Гектарникам старались отдавать молодые виноградники, с которыми надо нянчиться, – говорит Сергей Григорьевич. – Они выполняли не только ту работу, что прописана в наряде. Вот виноградарь идет по участку, обламывает лозу, увидела сорняк – вырвала. Сегодня это легко делается, а когда тот сорняк вырастет, его и сапкой не возьмешь. Это как у хорошей хозяйки. Женщина на кухне никогда не выполняет наряд «Сварить борщ»! Пока борщ варится, она и посуду успеет помыть, и пыль вытереть, и много чего сделает. И по винограднику можно было четко определить, какова женщина в доме. Если плохая хозяйка, так у нее и виноградники в полузаброшенном состоянии.

Виноград или орехи с черешней?

«Орехи» – такой участок находится в Южной Озереевке, назван в честь знаменитой ореховой рощи, на месте которой разбит виноградник. Рощу, по легенде, посадил местный помещик чуть ли не до революции. 

В четвертой бригаде есть «Черешня». Там действительно посредине поля растет огромное черешневое дерево, которому полвека точно. Бригадир Ольга Владимировна Игумнова рассказывала, что, когда она в 80-е пришла на работу, черешня уже росла. Много лет назад виноградари поставили под деревом лавочку и отдыхают здесь в жаркие дни. Сейчас черешня уже совсем дикая, ягоды черные и горькие.

Дерево-ветеран пережило уже два плантажа (глубокая перепашка участка для закладки нового виноградника, – прим. ред.), то есть лозы вокруг сменились дважды, а черешня жива и приносит пользу!

Черешне посреди виноградников тоже хорошо. Во-первых, просторно. А хорошо еще потому, объясняет Алексей Юрьевич, что растет она на одном из трех лучших участков с глинистой землей, которая держит воду. А железное правило виноградарей – там, где в земле есть глина, урожай точно будет.

Та самая черешня, в честь которой назван большой участок виноградников в «Абрау-Дюрсо». Уже совсем скоро она предстанет перед виноградарями вот так, во всей своей красе. Фото Вячеслава Ярового.

Версий хватает

Происхождение имени не каждого участка так однозначно.

Так, версий появления названия «Елочка» по крайней мере две: по обе стороны от участка растут сосны; вторая – раньше ряды винограда располагали под углом друг к другу, елочкой.

Еще один именной участок – «Водопьяновка». Сам Пархоменко долго думал, что назвали его так из-за родника, который сегодня вывели для удобства туристов ближе к трассе (мимо него не проедешь, он слева от дороги из Абрау-Дюрсо в сторону хутора Дюрсо, – прим. ред.). И в нем очень вкусная вода, даже пьянит.

А, оказывается, назвали в честь знаменитого летчика, участника спасения экипажа парохода «Челюскин», Водопьянова. Он в 1930-х годах приезжал с визитом в совхоз, и работники «Абрау-Дюрсо» попросили в честь Героя Советского Союза переименовать один из участков. В свою очередь обещали перевыполнять планы, усилить военизацию, построить парашютную вышку, планер, модель аэроплана и даже массово вступить в новороссийский аэроклуб. Летчик согласился.

Кстати, существуют и экзотические версии появления «Водопьяновки». Мол, у родника вовсю гуляли нетрезвые белогвардейцы. Или – когда в Абрау-Дюрсо шло раскулачивание, местные вылили в щель запасы своего вина, чтобы не отдавать большевикам. Вина было очень много, даже родник стал «пьяным».

Встречаются и не очень благозвучные названия. Например, «Козлятник» площадью больше 54 гектаров. По разговорам, рядом была ферма или кошара, козы ходили на это поле к родникам.

На «Козлятнике» большой участок называется по имени сорта винограда, «старый кардинал». Хотя этот столовый сорт в хозяйстве давно уже не выращивают, но он был такой красивый и вкусный!

Еще есть «Хрущи», по фамилии бывших хуторян, а никак не по названию злейшего вредителя винограда, которого в этих краях, слава богу, никогда не видели.

Традиция живет

Появляются ли новые названия?

Да, традиция жива. В 2012-2013 годах была освоена заброшенная поляна за поселковым кладбищем. Там высадили «рислинг» и «шардоне». Участок назвали «Обзорный», потому что с этого места видно не только Большие Хутора и Абрау-Дюрсо, но даже кусочек моря в хуторе Дюрсо.