Сквер. Дорога. Сервитут

Многоквартирные дома в этом районе были введены в эксплуатацию по суду. Рядом с ними практически нет зеленых зон, нет детских площадок, и даже дорог нет.

Подъезд к этим домам проходит по частной земле. Когда-то там, между домами №27 и №23 по улице Шоссейной, застройщик собирался возвести многоэтажный жилой комплекс с названием «Гармония моря-2», но люди встали на дыбы: объединились и с помощью депутата и юристов написали кучу обращений в различные инстанции, дошли до суда и выиграли. В итоге еще одной «Гармонии» в Мысхако не выросло.

ООО «СЗ «НСК-Групп», в рамках программы КРТ (комплексного развития территории), пообещал разбить на этом месте сквер со спортивными и детскими площадками, вело- и пешеходными дорожками и малыми архитектурными формами, а затем передать его муниципалитету. А еще по территории сквера должна была пройти дорога, по которой люди смогли бы, не испачкав свою машину и не рискуя оставить на колдобинах подвеску, подъехать к своему дому. Для этих целей на часть участка был наложен сервитут.

13 декабря 2022 года глава города подписал Постановление «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения жилой застройки в Южном районе г. Новороссийска». Если верить документации, то сквер на улице Шоссейной должен быть сделан на первом этапе строительства в рамках КРТ.

Изучив Постановление, неравнодушные граждане начали писать в администрацию и интересоваться сроками. Очень уж всем хотелось красоты, безопасности и нормального проезда к домам вместо пустыря и колдобин. Ответы приходили. Но сроки в них менялись вместе с заместителями главы. Дмитрий Меланиди обещал сквер до 2025 года, а Екатерина Степаненко – в 2025-м. Правда, по вопросу организации проезда в твердом покрытии чиновники оказались единодушны, называя 2023 год.

В ямку бух…

Увы, на дворе 2024-й, а дороги все нет. Администрация города, может, и сдержала бы свое обещание, сервитут-то есть, если бы не яма с разводкой высоковольтных кабелей.

— Яму раскопало ООО «КВАНТ» несколько лет назад, когда проводило какие-то работы по обслуживанию своего имущества – высоковольтных кабелей. С тех пор она стояла открытая, – рассказала глава сельского округа Мысхако Наталья Клименко. – Эта яма представляла опасность и для автомобилистов, и для пешеходов. Переговоры с руководством ООО «КВАНТ», когда мы просили яму засыпать, ни к чему не привели. Больше ждать было нельзя.

Действительно, яма та была настоящей ловушкой. При плохих погодных условиях или в темноте в нее частенько ныряли автомобили. Да так, что вызволять их из нее получалось лишь с помощью эвакуатора.

1 февраля 2024 года возле знаменитой ямы состоялся сход граждан, на котором помимо главы Мысхако присутствовал заместитель главы города Александр Яменсков. Александр Иванович пояснил собравшимся, что вопрос с бетонированием дороги решен. ООО «СЗ «НСК-Групп» — собственник земельного участка выполнит подготовительные работы: выровняет поверхность, сделает опалубку и обрешетку. Город выделит бетон по программе «народной стройки». Но когда это сделают? Все вновь уперлось в злосчастную яму.

Мина замедленного действия

Следующий сход состоялся 26 февраля.

— ООО «КВАНТ» отказалось принимать участие в работах по ликвидации разрытия. Также они не предприняли никаких действий по переносу кабеля, питающего дома по улице Г. Соколова, 7, и переулку Счастливому, 26. Хотя эти работы были бы логичны. Яму мы засыпали сами. Теперь все готово для бетонирования дороги, — рассказала Наталья Игоревна. – Ширина сервитута – 9 метров. Это позволит нам сделать двухполосную проезжую часть и тротуар. Также в этом месте появится пешеходный переход через улицу Шоссейную, ведь, пока не будет сделан сквер, проложить тротуар по нечетной стороне улицы возможности нет.

Наталья Клименко и Александр Яменсков на месте событий.

— Наталья Игоревна, а есть какое-то обременение на будущую дорогу в связи с прохождением под ней электрического кабеля?

— Нет. Потому что проекта на эти сети ООО «КВАНТ» администрации не предоставил. Мы даже не знаем, как именно кабель проходит. Руководство организации нам лишь направление рукой указало, что он идет параллельно домам.

— То есть получается, что люди долго добивались дороги. Администрация наложила сервитут на часть участка. Владелец участка согласился пойти навстречу и выполнить работы по бетонированию. Город выделяет бетон. А «КВАНТ» в любое время может приехать, все это перерыть, если у него вдруг где-то кабель закоротит, а когда он это дорожное полотно потом обратно восстановит, неизвестно, если судить по многолетней яме, которую в итоге засыпать пришлось администрации, так?

— Так. Но что мы можем сделать? Оставить людей без дороги? Продолжать рисковать жизнями пешеходов и имуществом автомобилистов? Давайте надеяться, что с кабелем ничего не произойдет.

Возвращались со схода люди в противоречивых чувствах. С одной стороны, радовались, что дорога появится уже вот-вот, с другой — знать, что под ней электрокабель такого своеобразного хозяина, как ООО «КВАНТ», это все равно, что иметь под боком мину замедленного действия.

3 февраля на встрече с журналистами в пресс-центре «Новороссийского рабочего» депутат Госдумы Сергей Алтухов сказал, что парламентарии все чаще поднимают вопрос о том, что все сети, от которых зависит комфортная жизнь населения, должны быть в руках только надежных компаний, имеющих силы, средства и возможности для их своевременной модернизации, оперативного устранения аварийных ситуаций. Нам остается подождать, когда в стране примут такие законы в отношении частников, и что малейшие недоработки, сказавшиеся на качестве жизни людей, поставят точку в их деятельности.