С момента основания Новороссийска главным внутригородским транспортом были извозчики. Инициатором прихода технического прогресса стала местная власть. Правда, поначалу идеи о введении автомобильного движения, витая в воздухе, несколько напоминали маниловские мечтания. В 1902 году городская управа, как рассказывал в свое время «Новороссийскому рабочему» историк Сергей Новиков, озаботилась тем, чтобы улучшить сообщение между разными частями Новороссийска, и вступила в переписку с производителями пассажирского транспорта.

Городская голова Никулин в своём послании руководству петербургского акционерного общества «Фрезе и КО» просил: «Не можете ли вы поставить в Новороссийск два-три бензиновых автомобиля – омнибуса для временной эксплуатации за ваш риск и счет. Я уверен, что наша Дума не замедлила приобрести автомобили в собственность, как только убедились бы в их пригодности…» Акционеры напрямую не отказали потенциальным клиентам, которые хотели бесплатно попользоваться достижениями науки и техники. Но сослались на загруженность работой и отодвинули срок поставки омнибусов на несколько месяцев. Переписка эта длилась довольно долго, и, судя по всему, результаты ее были нулевыми.

Несколько раз желание начать автомобильное движение общественного транспорта изъявляли местные инвесторы. Известно, что в начале 1908 года между Новороссийском и Геленджиком стали курсировать местные автомобили. Об этом сообщает в своей статье член городского исторического общества, кандидат исторических наук Сергей Ктиторов. Принадлежал этот транспорт Кубано-Черноморскому товариществу и преодолевал расстояния в 38 верст за 2 часа. Плата за маршрут составляла 2 рубля с человека.

Планировалось, что осенью того же года откроется и внутригородское автосообщение. Так, 10 сентября 1908 г. в газете «Черноморское побережье» было публиковано сообщение о том, что «с сего дня» от угла улиц Серебряковской (ныне ул. Советов) и Раевской (ул. Новороссийской Республики) на вокзал будет ходить 6-местный автомобиль. Но когда именно произошло это событие, пока не ясно. Возможно, оно было отложено на несколько месяцев. Это становится понятным из прошения извозчиков, написанного в январе 1910 года. В нем говорилось, что «в первой половине прошедшего 1909 года в нашем городе появились автомобили, которые совершают рейсы от Серебряковской до вокзала и обратно, а равно летом возят пассажиров курорта».

Таким образом, в городе началось регулярное движение общественного транспорта. В 1912 году Черноморскому товариществу принадлежало 4 пассажирских автобуса, из которых два (№1, 2) вмещали до 17 пассажиров и два  (№3, 4) – до 20. Движение осуществлялось между улицей Серебряковской и вокзалом, а также до пристаней, цементных заводов, Стандарта, грязелечебницы у Суджукского озера и Мысхако. Плата за проезд была даже ниже, чем у извозчиков. Так, пассажир автобуса, отправлявшийся от вокзала до центра старого города, платил 15 копеек и при необходимости еще 5 копеек за место ручного багажа. Дорога от вокзала до пристаней стоила 10 копеек. Извозчик же одноконной пролетки за проезд в городе брал 20-25 копеек, а за доставку от пристаней на вокзал – 35 копеек.

Появился собственный моторный транспорт и у других предприятий. Обществу Черноморского цементного производства принадлежал шестнадцатиместный автобус. Собственный автобус имелся и у гостиницы «Метрополь».

Новый вид общественного транспорта вызывал бурный протест местных извозчиков: автомобили составляли серьезную конкуренцию лошадям. В своем прошении к городским властям от 1910 года извозчики жаловались, что автобусы Черноморского товарищества подорвали их заработок и буквально разорили. Конфликт сторонников старого и нового транспорта наблюдался по всей России, причем не только в городах, но и в сельской местности.

Что касается частных авто, то они тоже начали появляться у самостоятельных новороссийцев в первом десятилетии ХХ века. Автомобилизм даже стал превращаться в один из самых популярных видов спорта. Состязания по нему не обошли стороной и наш город. 21 сентября 1911 года в столице Черноморской губернии стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск – Гагра, явившийся продолжением масштабного тура Петербург – Севастополь.

Участники соревнований вместе со своими автомобилями прибыли из Севастополя в Новороссийск на пароходе «Инженер Авдаков». Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В.В. Свечин. Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагру прибыло 26. Главным итогом этого спортивного мероприятия стало то, что на самом деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья по Сухумскому шоссе.

Надо сказать, что тогда еще непривычный на городских улицах транспорт доставлял много беспокойства прохожим, пугал лошадей. В газетах того времени зарегистрированы сообщения о первых дорожно-транспортных происшествиях. В номере екатеринодарской газеты «Новая Заря» от 19 декабря 1910 года был помещен репортаж из Новороссийска. В нем рассказывалось, что «на проходившего по Вокзальной улице г. Сулакова, 27 лет, наехал автомобиль №3, принадлежащий Черноморскому товариществу автомобильного движения. Г. Сулаков получил ушибы левого бока, одной руки и ноги… Шофер автомобиля г. Безбородов привлекается к ответственности за неосторожную езду».

В своем ходатайстве к городским властям местные извозчики требовали, чтобы «вожаки» (т.е. шоферы – прим.ред.) держались одной стороны, а не так, как они – «пускают вперегонку два автомобиля, сбивают наши экипажи с лошадьми, зачастую ездят без зажженных фонарей, а в туннелях и на поворотах давали бы сигнальные свистки».

— Общероссийских правил дорожного движения в то время еще не существовало, — рассказал Сергей Новиков. – И каждое муниципальное образование разрабатывало свои нормативные акты. Наши новороссийские гласные за образец взяли постановление, принятое в Екатеринодаре.

В 1910 году черноморский губернатор утвердил «Обязательные  постановления о езде по Новороссийску на автомобилях». В них предписывалось, по словам Сергея Новикова, разрешить езду лишь тем владельцам и водителям машин, которые получили особое разрешение от городской управы. Эти документы выдавались им лишь после тщательного осмотра и испытания экипажа и проверки опытности водителя «со стороны особой комиссии в составе городских техников и компетентных лиц». Маршруты пассажирских перевозок также утверждались муниципальными властями. Каждая автомашина должна быть оснащена сигнальным рожком или трубой с пневматической грушей. От автомобилей требовалось, чтобы они не были взрывоопасными и не пугали лошадей дымом, паром или шумом. В постановлении говорилось, что «скорость движения автоматических экипажей не должна превышать в городе 12 верст и в окрестностях 20 верст в час… Автомобили должны двигаться по правой стороне улиц и обгонять экипаж могут только влево… При встрече с лошадьми, обнаруживающими испуг, автомобиль должен быть остановлен».

В начале прошлого века Новороссийск считался населенным пунктом с хорошо развитым и интенсивным движением. Ведь только за неполный 1913 год городская управа выдала 22 разрешения на право езды. К началу 1914 года было зарегистрировано 30 автомобилей, принадлежавших местным жителям. Правда, неизвестно, входили ли в этот список машины различных ведомств. В то время Екатеринодар уступал нашему городу в развитии автотранспорта: в 1913 году там насчитывалось всего 20 легковых автомобилей.