Самый сложный и капризный

Друг редакции, историк-любитель и начинающий краевед Сергей Стряпухин провел целое исследование, посвященное норд-осту, который называют еще бора или бура на хорватский манер. Этот ветер известен с давних времен. В письменных источниках 2 века до нашей эры встречается описание борея на Черном море. Борей — это бог свирепого северного ветра в древнегреческой  мифологии.

Как писал Александр Куприн, норд-ост — «это самый капризный ветер на самом капризном из морей… и опасен он своей неожиданностью». Но зачастую новороссийцы могут предсказать норд-ост по так называемой «бороде» — скоплении «шапки» из облаков, достигающей сотни метров в высоту и нависающей над Маркотхским хребтом. Появление «бороды» служит сигналом для местных жителей о приближении норд-оста.

«Борода из облаков» образуется в результате соприкосновения более сухого холодного воздуха, двигающегося со стороны материка, и влажного теплого воздуха в прибрежной зоне Черного моря. Как мы знаем, для образования ветра необходима разность давлений. Здесь мы имеем низкое давление в приморской части и высокое давление за перевалом. К тому же холодный воздух всегда тяжелее теплого, поэтому под действием силы тяжести он переваливает через невысокий Маркотхский хребет и низвергается по горному склону, приобретая при этом большую скорость до 60 м/с.

Именно такую максимальную скорость зафиксировала местная метеостанция. Однако эти наблюдения ведутся только с конца XIX века, и наверняка описываемые ураганы в прошлом имели еще большую силу.  В среднем бора в Новороссийске дует от 30 до 40 дней в году и продолжается до 3-х дней. Но могут быть штормовые периоды продолжительностью 6 и даже 9 дней.

Трубецкие жили рядом с борой

Перед тем как отправиться в эпицентр бури, расскажу немного о том месте, откуда мы совершим восхождение на Маркотхский хребет. Мы находимся на въезде в село Кабардинка недалеко от щели Трубецкого. Зачастую фамилии хозяев поместий или дач давали имена ущельям на Кавказе, так было и с Трубецким.

Из информации местных старожил, здесь, на берегу моря, сохранился «чайный домик», принадлежавший когда-то Трубецким. Дом расположен на скале недалеко от живописной бухты, где наверняка принимали водные процедуры представители древнего княжеского рода.

К сожалению, инициалов представителя княжеского рода и хозяина бывшей усадьбы мы не знаем, но можем сказать, что род этот древний и ведется он от одного из участников Куликовской битвы 1380 года. Одним из ярких представителей Трубецких был Евгений Николаевич – русский философ и просветитель, который волей судьбы оказался в Новороссийске в разгар Гражданской войны. Е.Н. Трубецкой скоропостижно скончался от болезни в начале 1920 г. и похоронен на Успенском кладбище.

Аристократам из рода Трубецких мы также обязаны появлению кактуса-опунции в здешних горах. Именно они завезли его из Крыма на побережье Кавказа. Этот кактус родом из Южной Америки, затем был привезен в Европу и, в частности, в Крым попал уже из Италии. Его плоды съедобные, из них можно делать варенье и даже вино. Только будьте осторожны с колючками, это все-таки кактус. Опунция — удивительно жизнестойкое растение и единственный в своем роде кактус, способный пережить не только норд-ост, но и морозы под 30 градусов.

Место, где рождается норд-ост

Приглашаем вас побывать вместе с нами в сердце урагана, там, где зарождается норд-ост, – на перевале Маркотхского хребта.

Пользуясь замечательной книгой новороссийских историков-краеведов А. Герасименко и С. Санеева «Новороссийкъ от укрепления к губернскому городу», мы подготовили для вас подборку разрушительных ураганов в дореволюционной истории города, которые сопровождали наш город с момента его основания.

21 ноября 1839 г. – в связи с начавшейся жестокой борой потерпел крушение люгер «Геленджик», команда судна спасена.

13 ноября 1844 г. – транспорт «Дооб» выдержал жестокую морозную бору, стоя на бочке на рейде Цемесской бухты. «Его так занесло и заморозило льдом, что транспорт, по словам командира его капитан-лейтенанта Клюшникова, погрузился на 2 фута (61 см) ниже обыкновенного своего состояния, но выстоял…»

30 июня 1846 г. — награждены участники самоотверженного спасения экипажей судов, терпящих крушение на Новороссийском рейде в ноябре 1844 года. В том числе награжден золотой медалью харьковский купец Карп Кавалерский, который с 1852 года являлся бургомистром г. Новороссийска.

29 ноября 1847 г. —  начался норд-ост, который дул без перерыва почти два месяца. С 1 по 3 декабря ветер перешел в ураган, городу причинены большие повреждения: со многих домов снесены крыши, со здания карантина и крыша и стропила.

13 декабря 1847 г. – ураганом около укрепления выброшена на берег турецкая кочерма. Кочерма привезла товар из Трапезунда. Экипаж кочермы и грузы, доставленные на ней, спасены гарнизоном укрепления Новороссийск.

13 января 1848 г.   — ветер перешел в сильнейший ураган, к ветру добавился мороз, доходивший до минус 5 градусов. Сильно пострадало здание госпиталя. Стоявшая на рейде эскадра абхазской экспедиции из 5 кораблей и 3 судов Отдельного Кавказского корпуса получили серьезные повреждения, сели на мель или были потоплены. Всего во время бури погибло 57 человек. Многие офицеры и матросы поступили в новороссийский госпиталь с обмороженными руками и ногами.

2-3 марта 1851 г.  -норд-остом выброшены на берег транспорт «Буг» и шхуна «Ласточка». Погибших не было, оба судна были сняты с мели.

23 февраля 1863 г. – в Цемесской бухте во время шторма погибло 3 азовских баркаса «из числа состоящих при Константиновской морской станции».

Декабрь 1864 г. – «Возле укрепления Константиновского сосредоточилось до 20 тысяч семей горцев для выезда в Турцию по приглашению турецкого правительства. Для этого использовались как русские, так и турецкие суда. Однако сильные бури, разыгравшиеся в конце года, прервали судоходство. Собравшиеся на берегу Цемесской бухты рядом с укреплением Константиновским семейства горцев, терпящих от ненастной погоды всевозможные бедствия, по приказу генерала Павла Денисовича Бабыча разместили на квартирах у жителей по станицам Адагумского полка. Кроме того, по его приказу всем переселенцам была выдана из казны помощь из расчета по 7 копеек в день каждому горцу старше 7 лет и по 4 копейки – до 7-летнего возраста».

С 1 по 6 августа 1877 г. –в Новороссийске и окрестностях был сильный норд-ост и буря с дождем. В результате было выворочено с корнем множество столетних великанов – дубов и ясеней, разнесены сеновалы и сено развеяно по окрестностям, уничтожено много сушившегося табака. Дождем смыта половина табака на корню.

1 ноября 1888 г. – в Новороссийске разыгрался норд-ост, продолжавшийся 5 дней. Бурей было выброшено на берег турецкое судно, потоплена небольшая баржа, принадлежавшая строителям порта, оторван от причала порта и выброшен на мель буксир «Эдинька».

Июнь 1891 г. — в районе Новороссийска начала действовать метеорологическая станция 2 разряда 1 класса. Она была построена Министерством путей сообщения и располагалась на северо-восточном берегу бухты за цемзаводами, в 200 м от бухты. В этом же году были открыты филиалы станции: в самом городе на южной окраине и на Маркотхском перевале. Главным назначением метеорологической станции было изучение боры, или норд-оста. Первым руководителем станции стала А.И. Преображенская, выпускница высших женских курсов в Санкт-Петербурге.

С 6 по 11 декабря 1899 г. – в Новороссийске разыгрался сильный норд-ост. Температура опустилась до минус 32 градусов. Ни за какие деньги нельзя было найти извозчика для езды по городу; конь или экипаж были бы снесены в море могучим ветром без всякого затруднения. Лодки дробило и выбрасывало на берег. Потерпели бедствие суда «Цесаревич» и «Англичанка».

13 декабря 1899 г. – состоялось соединенное заседание новороссийской городской управы и комиссии по борьбе с последствиями норд-оста. Среди прочего для восстановления освещения в городе заказали 244 новых фонаря.

В ночь с 10 на 11 апреля 1912 г. — «…В это время в Новороссийске была весна: сирень, персики, яблоки и прочие были в полном цвету. Ночью стали появляться первые признаки бури. Страшный шум ветра, треск ломающихся изгородей, грохот срываемых крыш, вывесок, балконов держали в страхе все население. Буря продолжалась до полудня 11 апреля. Главная улица в городе была завалена сорванными вывесками, обломками балконов, черепицей, выкорчеванными деревьями. В бухте потерпели аварию и были выброшены на берег 5 больших парусных судов».

Остановить бору

В повести  Константина Паустовского «Чёрное море» встречается описание новороссийской боры и способ её «прекращения».

— Ну как? — спросил Юнге. — Вы не догадываетесь, какую пустяковую вещь надо проделать, чтобы уничтожить бору?

Гарт пожал плечами.

— Очень просто, — сказал Юнге. — Надо прорыть у подошвы хребта два-три туннеля. Они дадут постоянный и незаметный сток холодного воздуха из долины в бухту, и бора кончится на вечные времена. Напишите о боре так, как вы умеете писать о всяческих невероятных происшествиях. Нанесите удар по нелепостям природы. Мы добьёмся, что туннели пророют. На одном из них будет высечено ваше имя и надпись над ним: «От благодарных моряков всего мира».

Сергей Стряпухин.