После столкновения и автобус, и внедорожник слетели с обрыва с 10-метровой высоты. «НР» писал об этом.

В результате аварии в джипе погибли 4 человека: женщина и двое детей, третий ребенок скончался в больнице. Некоторые пассажиры автобуса получили травмы различной степени тяжести. В общей сложности в первую ночь врачи краевой больницы провели 13 сложнейших операций, спасая пассажиров легкового автомобиля и автобуса. Сам водитель Роман Поляков практически не пострадал. Он очнулся после аварии и даже помогал сотрудникам МЧС выводить из автобуса пассажиров.

Как уже сообщал «НР», в конце декабря Приморский районный суд вынес решение. Романа Полякова приговорили к 11,5 годам лишения свободы.

Виновата таблетка или болезнь?

Суд по громкому делу начался в августе прошлого года. Все это время шли опросы свидетелей, зачитывались показания свидетелей из 8-томного дела. Все это вносило дополнительную ясность в судебное следствие. Судья Сергей Завалко задавал много уточняющих вопросов, чтобы разобраться в нюансах дела. 

На одном из последних заседаний была опрошена заведующая отделом судебно-медицинских экспертиз Краснодара, которая делала заключение по анализам Романа Полякова сразу после аварии.

В моче последнего было найдено вещество карбамазепин. В суде водитель пояснил, что в 5 утра принял таблетку «Финлепсина». Этот препарат ему выписал врач, он принимал его для предотвращения приступов эпилепсии. В аннотации нет прямого запрета на вождение транспортных средств во время приема лекарства. Есть только рекомендация не принимать его, если садишься за руль. В составе «Финлепсина» как раз присутствует вещество карбамазепин.   

Что же послужило причиной отключения сознания водителя – лекарство или состояние водителя? Ответ на этот вопрос пытались найти судья Сергей Завалко, гособвинитель и адвокат подсудимого. Представитель Фемиды задавал много вопросов эксперту, пытаясь досконально выяснить причину. Дело в том, что тяжесть наказания напрямую зависит от этого ответа.

Ведь если человек пьет таблетки, зная, что этот препарат может повлиять на его состояние и тем самым создать опасность во время вождения транспортного средства, то наказание будет более суровым.    

Эксперт пояснила, что она не может утверждать, что именно найденное в моче вещество послужило причиной отключения сознания обвиняемого. Более вероятно, судмедэксперты не исключили, что состояние водителя ухудшилось не вследствие приема препарата, а из-за основного заболевания – развития приступа.  

Дело в том, что при той форме эпилепсии, которой страдал Роман Поляков, приступы случаются только ночью – в темное время суток. Напомним, что ДТП произошло около 10 вечера, то есть на улице было уже темно.

Однако следствие, которое было проведено до суда, пришло к выводу, что в момент аварии водитель находился в токсическом опьянении под действием таблетки.  

На суде были озвучены и другие причины, которые в своей совокупности могли привести к отключке Романа Полякова.

Не выспался и был голоден

На одном из заседаний процесса был допрос подсудимого. Корреспонденты «НР» на него не попали, но о происходившем нам рассказали участники процесса – адвокаты обвиняемой и потерпевшей сторон.

43-летний Роман Поляков выглядел уставшим и поникшим. Если в начале процесса он иногда улыбался, то в последние дни был серьезным и мрачным.

Как следует из его слов, на работе не знали, что он страдает эпилепсией: об этом подсудимый работодателю не сообщил. Не посчитал нужным сказать об этом, так как приступы происходили только в ночное время. А у него рабочий день был с 8 утра до 20 часов вечера. Но работодатели были в курсе, что он страдает сахарным диабетом. Инсулин Роману Полякову не требовался, уровень сахара подсудимый держал в норме благодаря очень строгой диете.

По словам его супруги, он даже хлеб пек сам, так как магазинный негативно влиял на его здоровье. Обеды на работу тоже зачастую готовил сам, тщательно выбирая продукты.  

За день до аварии, то есть 6 августа, ему пришлось работать до 10 вечера, в этом была производственная необходимость. Отказать руководству, сославшись на здоровье, не смог. Посчитал, что такой отказ может потом выйти ему боком.

Спать в этот день лег поздно, а уже на следующее утро — в день самой аварии — пришлось встать в 5 утра. С утра нужно было отработать вахту — отвезти сотрудников санатория на работу. Чувствовал в этот момент себя уже не очень хорошо, принял таблетку «Финлепсина». О том, что она как-то может повлиять на вождение, не думал. Ведь этот препарат принимал давно, и никаких сложностей или отклонений от нормы в самочувствии не было.

Отработав вахту, Рома Поляков получил новое задание: ему сказали, что нужно свозить туристов на экскурсию.

Представитель пострадавших Севостьяновых (муж и жена, у которых в аварии погибли оба ребенка), адвокат Денис Солодков, задал вопрос, почему он не отказался от рейса, если с утра чувствовал себя не очень хорошо. Роман Поляков пояснил, что в это время ему стало получше. Да и опасался отказаться, так как из-за этого могли возникнуть сложности на работе. 

С собой в этот рейс взять водителю было нечего, он просто не успел подготовить запас необходимой ему диетической пищи. Он был голоден, поэтому днем не смог отказаться от шашлыка из курицы, которым его угостил экскурсовод. Возможно, это тоже сыграло роковую роль в самочувствии подсудимого. Ведь, как известно, уровень сахара напрямую зависит от употребляемой пищи.  

Также адвокат подсудимого Александр Скориков пояснил корреспонденту «НР», что в этот же день (уже после аварии) на его подзащитного был составлен протокол за переработку. По данным тахографа, он находился за рулем больше, чем разрешено по правилам безопасности. Это говорит о том, что человек в момент аварии был уставшим. Все эти обстоятельства вкупе могли сыграть роковую роль и привести к печальным последствиям, предполагает адвокат подсудимого.  

Момента аварии не помнит

Сам Роман Поляков пояснил, что момента аварии не помнит. Перед столкновением он чувствовал сухость во рту, слабость, а после памятника «Танк», расположенного неподалеку от места аварии, его сознание отключилось. По какой причине — пояснить не смог. Очнулся, когда автобус уже был в обрыве. Отстегнул ремни (в автобусе был пристегнут только он) и пошел помогать пассажирам выйти наружу.  

У простого слушателя процесса невольно возникает логичный вопрос: почему же за случившееся должен отвечать только водитель? А работодатель в лице санатория «Эллада» остается в стороне. По сути, если бы водитель за рулем туристического автобуса не был вымотанным и голодным, то, может быть, и трагедии удалось бы избежать?

В ходе следствия прокуратура провела проверку соблюдения законодательства в деятельности санатория «Эллада», где работал Роман Поляков.

Как сообщила пресс-служба прокуратуры города, в ходе проверки было установлено, что водители санатория не ознакомлены с результатами проведения специальной оценки условий труда, а работодатель в этом конкретном случае допустил нарушения режима труда и отдыха. Точный учет рабочего времени водителей не ведется.

Также выявлены нарушения при заполнении путевых листов, случаи отсутствия медицинских справок о состоянии здоровья водителей и прочие. Виновные лица привлечены к ответственности.  

При этом лицензия, позволяющая санаторию перевозить пассажиров, аннулирована.

Кроме того, суд удовлетворил иск потерпевших о взыскании морального вреда и причиненного материального ущерба на сумму свыше 6 млн рублей. 

В своем последнем слове водитель автобуса попросил прощения у родственников погибших. Гособвинение просило 10 лет лишения свободы, но суд избрал более суровую меру наказания.

В настоящее время приговор в законную силу не вступил. Будет ли обжаловать его Роман Поляков, пока неизвестно.