В фондах Новороссийского исторического музея-заповедника хранится более 60 его работ, объединенных темой «Восстановление Новороссийска».

Ему довелось работать в городе сразу после его освобождения от немецко-фашистских захватчиков по поручению Краснодарского краевого правления Союза советских художников. Ему одному из немногих, кому удалось запечатлеть в своих работах разрушенный и восстанавливаемый город.

На Кубани художник появился по приглашению основателя Екатеринодарской городской картинной галереи Ф. Коваленко, где начал выставляться с 1905 года. В 1938 году он стал одним из учредителей ССХ в Краснодаре.

Жизни художника на Кубани и в Новороссийске посвящено исследование кандидата исторических наук Натальи Щурик (Краснодар), выпущенное отдельным изданием нынешней осенью. По его инициативе сразу после освобождения Краснодара были организованы передвижные выставки по госпиталям и воинским частям, которые проводились до конца войны.

В ноябре 1944 года Матцев на съезде членов Краснодарского отделения ССХ особое внимание уделил значимости темы восстановления края, которая стала для него одной их ведущих в творчестве: «Пора отказаться от нейтральных пейзажей и цветочков. Наш край – край колхозного земледелия. Восстановление сельского хозяйства и промышленности – богатейшая тема для наших работ».

На основе натурных зарисовок освобожденного Новороссийска от нацистов и благодаря поездкам в этот черноморский город он создал большеформатные произведения на тему разрушенного войной города. В 1945 году он был назначен руководителем бригады художников по работе в Новороссийске. Впоследствии хорошо знакомый и полюбившийся художнику город стал его последним пристанищем. Две картины под одним названием «Восстановление Новороссийска» он представил на выставке, посвященной 30-летию советской власти в 1947 году.

Для работы над выбранной темой К. Матцев регулярно приезжал в Новороссийск. В одном из частных собраний Наталье Щурик попалась одна из работ Матцева, датированная 1943 годом. Ее название – «Полк НКВД идет на штурм Новороссийска». Это свидетельствует о том, что на художника распространялось особое распоряжение, позволявшее ему делать зарисовки 290-го стрелкового полка НКВД, являвшегося одним из лучших штурмовых объединений, участвовавших в боях за город в сентябре 1943 года.

До окончания Крымской наступательной операции  Новороссийск был закрытым городом. Сюда могли приезжать только проверенные люди. Их нахождение в Новороссийске строго регламентировалось. Еще долгое время после окончания войны для работы художников в освобожденных городах требовалось специальное разрешение.

Из крупномасштабных полотен военного цикла Константина Матцева сохранился живописный триптих «Бои за Новороссийск». Все три картины – «Вход советских войск в Новороссийск по Сухумийскому шоссе в сентябре 1943 года», «Основной десант в центральную часть

Новороссийского морского порта под командованием Ботылева в ночь с 9 на 10 сентября 1943 года» и «Десант на западную сторону Цемесской бухты. Сентябрь 1943 год» находились в крайне плохом состоянии, исключающем возможность их реставрации.

Разработкой уменьшенной копии триптиха с доработкой утраченных фрагментов в технике тонкослойной живописи занялась известная новороссийская художница Наталья Павлова. Сегодня этот триптих является уникальным краеведческим материалом.

По мнению краснодарского искусствоведа, некоторые работы говорят о том, что сам Матцев принимал участие в боях за Новороссийск.

В 1948 году художник был исключен из рядов ССХ. Причиной этого стала его работа в Свято-Екатеринодарском кафедральном соборе, где он занимался восстановлением утраченных во время войны росписей. В те годы такое решение выло сродни творческому расстрелу художника.

Чтобы как-то избавить себя от возможных будущих гонений, художник сказал всем, что переезжает в Новосибирск, а сам перебрался в Новороссийск.

Последние годы он жил по улице Клары Цеткин. Незадолго до своей смерти Константин Яковлевич обратился в Новороссийский горком КПСС за разрешением передать свои произведения городскому музею. Впервые его работы были выставлены в Новороссийске в рамках персональной выставки «Сохраняя память карандашом и кистью» в декабре 2016 – январе 2017 года.