– Эльвира Александровна, почему инициативное бюджетирование необходимо запустить среди подрастающего поколения?
– Я много общалась с жителями, которые участвовали во «взрослых» проектах инициативного бюджетирования. Этот опыт навёл на мысль, что таким же образом надо поддерживать молодёжь, давать ей возможность инициировать изменения в родном городе и в своей жизни.
– Расскажите, как работает программа инициативного бюджетирования?
– Чтобы получить из городской казны деньги на рождённые в молодых головах проекты, их авторы должны детально проработать план их реализации, рассчитать финансовые затраты и публично презентовать своё детище.
В качестве примера можно взять обучающие мини-проекты «Если бы я был директором», которые проводятся в общеобразовательных учреждениях не первый год. Ребята разрабатывали и публично представляли предложения для развития своих школ в самых разных направлениях. Конечная цель – формирование условий для личностного развития учащихся, повышения их интереса к учёбе и внеурочной деятельности в стенах школы.
– Сколько ребят примут участие в программе?
– К началу 2023 года более 15 тысяч учеников было вовлечено в молодёжное инициативное бюджетирование. Участвуют все общеобразовательные учреждения города. На реализацию идей выделено 10 миллионов рублей из городского бюджета.
– Можете выделить сферы, к которым ребята проявляют при проектировании наибольший интерес?
– Их несколько. Это техническое оснащение и ремонт общеобразовательных учреждений, возможность применять свои познания и умения в области цифровых технологий.
– А конкретно?
– Участники программы прошлого года продвигали проект школьной модульной библиотеки и спортивного зала-скалодрома. Ещё выделю кабинет виртуальной реальности, где можно проводить уроки истории, астрономии в 3D-очках.
– Какие идеи уже реализованы?
– Идей у наших школьников много, все они удивляют своей оригинальностью и в то же время практичностью. Например, в прошлом году инициативная группа учащихся школы № 22 реализовала проект «Я – это мы» – виртуальный школьный музей, в котором применяются современные технологии. В экспозиции представлены история школы, история Великой Отечественной войны, биография Героя Советского Союза Михаила Корницкого, который совершил подвиг на территории школы. Также в музее вы можете узнать об учениках и педагогах, которые прославили школу.
А в школе № 34 реализован проект «Наши перемены». Здесь появились тематические зоны для активного отдыха во время перемен, игротека с настольными играми, теннисные столы, грифельные стены – для любителей «настенной живописи».
Учащиеся лицея «Морской технический» создали зону ожидания на имеющейся свободной площадке, чтобы уменьшить скопление родителей и ребят у входа в учебное заведение. Там установлены беседки, лавочки, столики для игр.
– Эльвира Александровна, чему учит школьников участие в инициативном бюджетировании?
– Финансовой грамотности, умению самим формировать удобное для работы и отдыха пространство. Детям это нравится, многие, добившиеся успеха в этом деле, любят обучать ему других. В прошлом году команда наших ребят отправилась в Калининград на Всероссийскую конференцию по школьному инициативному бюджетированию и показала себя там с наилучшей стороны. Еле успевали отвечать на вопросы сверстников, которые заинтересовались их опытом.
– Может ли реализовывать инициативное бюджетирование молодёжь, которая ушла со школьного двора?
– Финансовое управление города разработало два проекта: молодёжное и студенческое инициативное бюджетирование. Поддержка студенческого сообщества – уникальный случай, на сегодняшний день эта практика не применяется ни в одном городе России.
– Чем, кроме выделения бюджетных средств, городская администрация участвует в программе инициативного бюджетирования молодёжных идей и начинаний?
– Мы понимали, что необходимо организовать целый комплекс мероприятий, чтобы сформировать интерес ребят к инициативному бюджетированию.
Специалисты финансового управления, управления образования, отдела по делам молодёжи задействованы во всех этапах реализации проектов. Проводили обучающие интенсивы, помогали ребятам в составлении проектных предложений, корректировали распределение средств.
Немаловажную роль сыграла Ассоциация «Альянс финансистов». Её члены всегда занимались повышением финансовой грамотности населения города, а для продвижения школьного инициативного бюджетирования они читали лекции учащимся и помогали оформлять заявки.
И хотелось бы выразить отдельную благодарность главе муниципального образования город Новороссийск Андрею Васильевичу Кравченко за поддержку и помощь в решении значимых для подрастающего поколения задач.