В них участвует, сообщает Portnews, Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) — именно она создала маломерное научно-исследовательское судно (НИС) катамаранного типа с корпусом из композитных материалов «Пионер М». Это фактически робот. «Пионер» спроектирован, чтобы ходить без команды.
Судно построено в Санкт-Петербурге для Севастопольского государственного университета. Осенью прошлого года оно прибыло на базу, а в 2023 году, по данным ТАСС, уже были запланированы полномасштабные экспедиции.
Судя по всему, одна из них — в Новороссийске, где ОСК участвует в опытно-конструкторских работах, связанных с созданием «умных» судов и надводных безэкипажных платформ. Алгоритмы безэкипажного вождения проверяют на «Пионере М».
Кстати, тему безэкипажного вождения в современном порту разрабатывают учёные Государственного морского университета им. Ф. Ушакова, по заказу Минпромторга России.
А первые безэкипажные буксиры, уже не экспериментальные, планируется запустить в Новороссийске в 2026 году. Об этом шла речь на международной выставке «Нева», которая проходила в Петербурге в 2021 году, сообщал телеканал «Санкт-Петербург».
Зачем нужны суда без экипажа? Инициаторы всех подобных проектов уверены, что автономное судоходство поможет уменьшить количество аварий на море. Ведь 80 процентов из них происходят из-за человеческого фактора. Ну, и судовладельцы сэкономят на найме моряков.