Противостоять автомату

Признаюсь, автор этих строк сразу же заинтересовалась этой новостью, ведь сама одно время занималась классическим видом айкидо — айкикай. Это боевое искусство имеет мощную философскую базу, ни один спортсмен не нападёт первым, поэтому здесь даже нет соревнований. Ну а что такое реальное айкидо?

За ответом на этот вопрос я пошла в спортивную школу «Олимп», где тренируются поклонники этого боевого искусства. Тренер по айкидо Сергей Чеботько вернулся из Краснодара, где создана краевая Федерация реального айкидо. Там у президента Международной федерации реального айкидо Игоря Пéтровича новороссиец прошёл обучение и теперь преподаёт реальное айкидо в нашем городе.

– Сергей Александрович, вы мастер спорта по боксу, чёрный пояс по тхэквондо и чёрный по классическому айкидо. Казалось бы, чего уж больше? Чем вас привлекло реальное айкидо?

– Классическое айкидо, которое я преподаю двадцать лет, зародилось в Японии, когда главным оружием человека были мечи, ножи и палки. К реальностям нашего времени классическое айкидо не очень приспособлено. А создатель этого боевого искусства Любомир Врачаревич собрал в реальном айкидо техники против нынешнего противника, вооружённого современным оружием.

– Интересно, против какого оружия?

– Оружия, которое могут применить в реальных ситуациях на улице. Это нож, бутылка, пистолет или автомат.

– А как можно противостоять пистолету или автомату?

– Конечно, если противник стреляет с расстояния, спастись от пули проблематично. Но если вас пытаются атаковать на расстоянии вытянутой руки, вы можете противостоять любому оружию, даже стрелковому.

Взрыв мозга

– В реальном айкидо что-то осталось от классического айкикай?

– Остались все удары, что и в классическом айкидо, добавились боксёрские удары, захваты за лацкан, за шиворот. А вот техники атак стали более реальные, чем в классическом айкидо.

– Как это понимать – «более реальные»?

Сергей Чеботько вытаскивает из стола бумажный лист и начинает его медленно складывать. Это, с его слов, классическое айкидо, когда вы медленно и тягуче отрабатываете удары, когда техники плавно перетекают из одной в другую, будто течёт вода. Затем обладатель чёрного пояса быстро рвёт этот лист, что даже пугает меня, ведь я не ожидала такой скорости!

– Вот что такое реальное айкидо, – поясняет Сергей Александрович. – Это большая скорость исполнения техник, атак, ударов и отражений. Это можно сравнить со взрывом! Противник не ожидает такого напора. Не может среагировать. И победа за вами. Этим меня и привлекло реальное айкидо. У него есть прикладной аспект. Любомир Врачаревич популяризировал реальное айкидо среди спецслужб, телохранителей, охранников, полиции Югославии. А в 80-х годах прошлого века Врачаревич обучал личную охрану Муаммара Каддафи.

– Вы имеете чёрные пояса в двух видах единоборств. В реальном айкидо что для вас стало принципиально новым?

– Принципиально нового не было ничего. Я просто проанализировал техники, которые познал за всю свою жизнь, и убрал лишнее. Ну и, конечно, нарастил скорость нанесения ударов.

– Что можно развить, занимаясь реальным айкидо?

– Развивается в первую очередь координация для быстрого перемещения среди противников, скорость мышления, человек становится более собранным.

Женщинам тут место

– А женщины могут обучаться реальному айкидо?

– Могут. Более того, он им показан. Женщина становится более сильной внутренне. А сильного человека чувствуешь сразу. Маньяк или насильник к такой женщине не подойдёт. Он почувствует в ней животную природу. А женщина, особенно мать, может быть очень сильной.

– Я уважаю классическое айкидо за то, что в нём мощная философская база. Основополагающий принцип – не нападай. Даже соревнований нет в этом виде. А как в реальном айкидо?

– В реальном айкидо также нет соревнований. Они нам не нужны. Мы не видим перспектив роста в этом процессе. Соревнования, разряды – это самолюбование, возможность потешить своё самолюбие: я победил, я молодец! Нам этого не нужно. Мы изучаем техники, чтобы защитить себя, близких и Родину, если призовут. Ну, а философия… Базовые принципы классического айкидо переходят в реальное. Мы тоже первыми не нападаем. Но главный смысл реального айкидо – отразить атаки противника, победить в бою.

– С кого возраста вы берёте на тренировки детей?

– С семи лет. В первую очередь учим постоять за себя в школе. Сейчас это очень агрессивная среда.

– Как отнеслись ваши ученики к предложению заниматься не классическим, а реальным айкидо?

– С интересом! Всегда интересно что-то новое. Это как с изучением алфавита в школе. Вы изучили его. А затем учитесь читать и писать, основываясь на знании азбуки. Так и реальное айкидо. Скажем, теперь мы учимся читать и писать.

– Ну а что сказал вам на прощание президент Международной федерации реального айкидо Игорь Петрович?

– Пообещал приехать в гости в Новороссийск. Когда наши ученики будут достаточно готовы встретиться с учителем.

Справка «НР»: система самообороны «реальное айкидо» была создана в 1993 году сербом Любомиром Врачаревичем и предназначена для использования в реальных боевых и уличных ситуациях. Техники выполняются в более жёстких формах, чем классическое айкидо, направлены на максимально быструю нейтрализацию противника.

Обучиться реальному айкидо можно в спортивной школе «Олимп», расположенной по адресу: ул. Волгоградская, 46. Бесплатные занятия  для детей проходят по вторникам, четвергам и субботам, начало –  в 19.30.