На конференции, организованной Новороссийской торгово-промышленной палатой, обсуждались возможности работы с контрагентами в новых условиях. Желающих узнать новое и полезное для себя оказалось много.
Не форс-мажор, а наши недоработки
Санкции и последовавшие затем разрывы логистических цепочек, рост цен на многие услуги и товары сделали очень актуальной тему исполнения договорных обязательств. Как же помочь себе в такой форс-мажорной ситуации? И является ли она на самом деле тем бедствием, которое всё спишет? Вот что ответила на эти вопросы вице-президент НТПП Юлия Ростовикова.
— В НТПП поступило около полусотни заявлений о признании ситуации, в которой оказалась компания-заявитель, форс-мажорной, однако Палата ни одну не признала таковой.
Проблема бизнесменов в том, что они не читают внимательно договоры, которые заключают, – уверена Юлия Иосифовна. – Как правило, не выясняют, насколько каждая из сторон проявила нужную степень заботливости и осмотрительности при исполнении обязательств, и все ли меры предосторожности предприняла.
Бизнес – дело рисковое, подчеркнула Ростовикова, и это не фигура речи, а норма, закреплённая в Гражданском кодексе, где предпринимательство характеризуется как «осуществляемая на свой риск деятельность». Санкционное давление – это те же предпринимательские риски. Так считает наш законодатель. Да, ситуация не комфортная, но не катастрофическая.
Вместо того, чтобы терять драгоценное время, пытаясь получить справку о форс-мажоре, бизнесменам следует внимательно перечитать статьи договора о том, что конкретно в критической ситуации необходимо предпринять: направить письмо или извещение, в какой срок и кому, какие варианты выхода из кризиса предложить, попытаться провести переговоры, результаты зафиксировать протоколом… Нужно внимательно изучить статью договора о расторжении и изменении договора, поскольку обстоятельства ведения дел существенно изменились.
Сейчас складывается впечатление, что часть наших предпринимателей просто не умеет либо не желает договариваться с контрагентом. И ещё предпринимателям очень важно понимать, что форс-мажор избавляет от штрафов и пени, но не от исполнения обязательств!
Спорить с пользой друг для друга
Лыком в строку дня оказался и вопрос о способах досудебного урегулирования бизнес-споров. Обсуждали набирающую популярность процедуру медиации, также вспомнили и о третейском разбирательстве. Об умении конструктивно вести спор, о том, что медиативный подход всё больше поддерживается государством и судами, рассказывали руководитель Ассоциации профессиональных медиаторов «Единство», юрист Елена Морозова и доцент Финуниверситета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Сусана Киракосян.
Цель медиации – помочь конфликтующим сторонам понять, чем они могут быть полезны друг другу. Эпиграфом докладчики сделали всегда актуальную цитату знаменитого советского министра иностранных дел Андрея Громыко: «Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны». Сегодня 80 процентов обращений за медиацией идут по инициативе судей, потому как эта ветвь власти видит большой потенциал в этом способе досудебного урегулирования споров.
Приводили и статистику судов по интеллектуальным спорам: если в прошлом году с использованием медиации было завершено 9 процентов дел, то в 1-м квартале 2022-го – уже 28 процентов. О потенциале медиации свидетельствует и то, что крупные российские банки стали активнее использовать данную процедуру в своих отношениях с бизнесом. И медиативные соглашения стороны выполняют с большей охотой, чем судебные решения. Потому что в их основе лежит принцип добровольности.
У третейского разбирательства свои плюсы, среди которых: спорное дело рассматривается за месяц, можно выбрать арбитра, процедура дела простая и гибкая, гарантируется конфиденциальность разбирательства, исполнительный лист можно получить в государственном арбитражном суде. Поспорить можно в Новороссийске, так как Юлия Ростовикова входит в список судей Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при ТПП РФ.
Передышка, а не поблажка
Именно так характеризует введённый в марте нынешнего года Правительством страны запрет на возбуждение дел о банкротстве Сусана Киракосян, член комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ и экономике недвижимости.
Она напомнила, что запрет распространяется на всех без исключения и только по обязательствам, возникшим до 1 апреля 2022 года. А от неустоек, которые у бизнеса образовались после этой даты, отсрочка не предусмотрена. Да и после окончания моратория (1 октября 2022 года) приставы и суды о долгах непременно вспомнят. Как положительный оценила спикер тот факт, что очень много предпринимателей правильно поняли посыл Правительства и отказываются от такой формы защиты. Потому что чувствуют в себе силы работать в новых экономических реалиях и понимают, что расплачиваться всё равно надо.
В работе с должниками предстоит искать новые пути и инструменты, а после 1 октября Сусана Арсеновна советует сделать следующее: актуализировать «стоп-лист» в отношении должника, проанализировать все риски и изучить ресурсы его прочности, активизировать работу по взысканию или урегулированию дебиторской задолженности, подумать над целесообразностью подачи заявления о собственном банкротстве.