Но находятся люди, которые дополняют известные факты своими личными воспоминаниями.
Страшная ночь
Корреспонденту «НР» удалось пообщаться с Майей Подольской, ветераном городской прокуратуры, которая в то время работала старшим помощником прокурора города и вместе с коллегами расследовала это сложное дело о кораблекрушении.
Из уст моей собеседницы удалось узнать сенсационные подробности.
В частности, Майе Николаевне было поручено допрашивать Виктора Ткаченко, капитана судна «Петр Васёв» – второго участника аварии с теплоходом. Более того, вместе с коллегами она вскрывала сейф капитана. Какие тайны там хранились? Но лучше – обо всём по порядку.
– Эту ночь, с 31 августа на 1 сентября, я запомнила на всю жизнь. Мои сыновья должны были утром идти в школу, поэтому спать легли пораньше. В час ночи в квартире раздался телефонный звонок. На проводе был заместитель прокурора Краснодарского края Евгений Моисеевич Басацкий. «У вас в городе трагедия, затонул теплоход «Адмирал Нахимов», чтобы завтра в 6 утра весь состав прокуратуры был на рабочих местах», – распорядился он. Так началась наша работа над «делом Нахимова», – вспоминает Майя Николаевна.
Все помнят, что в город уже наутро прибыло высокое руководство во главе с первым заместителем председателя Совета министров СССР Гейдаром Алиевым.
– Срочно была создана бригада по расследованию этого чрезвычайного происшествия. Я работала в ней с первого до последнего дня. Помню, как опрашивала 11-летнюю девочку из Средней Азии, пассажирку круизного лайнера «Адмирал Нахимов».
У этого ребёнка погибли родители, они находились в каюте, а девочка чудом спаслась. Во время крушения она была на палубе, где играла музыка, было весело. А потом резко стало темно и страшно. Девочка хорошо плавала, поэтому, когда её смыло водой с палубы, она сумела вынырнуть. В то время на воду уже были спущены шлюпки, девочка пыталась ухватиться за одну из них, но её жестоко оттолкнули. Кто это был, распознать не удалось. Ребёнок смог ещё какое-то время продержаться на воде и дождаться спасателей. Кстати, путёвку на отдых заслужила как передовик производства бабушка этой девочки, она решила порадовать дочку, зятя и внучку, подарив им круиз, а потом не могла прийти в себя от горя.
Мы стали свидетелями страшных, душераздирающих сцен, когда родственникам приходилось опознавать трупы погибших. Помню, как навзрыд плакал мужчина, заслуженный учёный из Днепропетровска, у которого погибли жена и 17-летняя дочь, только-только поступившая на первый курс университета. Учёный получил за свои изыскания государственную премию и решил отправить супругу с дочкой в круиз. Когда я показала ему золотые серёжки, что были на девочке, он в отчаянии признался, что ему незачем жить без его близких людей.
После таких опознаний я приходила домой никакая: плакала от бессилия. Спасибо моему мужу, который тогда взял на себя все домашние заботы, – говорит Майя Николаевна.
Новороссийцы не знали, чем помочь пострадавшим и родственникам погибших. Родные размещались в лучших гостиничных номерах города, но вряд ли они замечали комфорт, ведь их глаза были полны слёз.
– Для того, чтобы проводить людей в последний путь, предоставлялись самые лучшие вещи и обувь, но людей, увы, не вернёшь. Ежедневно на 15-й причал, где мы работали, водолазы выгружали десятки тел погибших, – с горечью констатирует Майя Подольская.
Эту ужасную катастрофу недаром называют «Русским «Титаником».
Книга Виктора Ткаченко
– Мне и моим коллегам было поручено делать опись сейфа капитана «Петра Васёва» Виктора Ткаченко. В нём находилась коллекция юбилейных монет, которую он собирал всю жизнь и очень дорожил ими, там были довольно редкие экземпляры, весьма ценившиеся коллекционерами. Коллекцию нам пришлось изъять и отправить в финчасть местного УВД. Ещё в сейфе была книга – тоже довольно редкое специализированное издание, посвящённое судовождению, 1946 года выпуска. Книга была с дарственной надписью: капитану её подарил в своё время наставник. Вот эту книгу Виктор Ткаченко подарил мне. «Всё равно заберут, – сказал он, – а у вас она сохранится». И я действительно сберегла её! А сейчас собираюсь передать эту книгу в дар нашему музею.
Майя Николаевна признаётся, что Ткаченко был личностью неординарной, и общение с ним произвело на неё глубокое впечатление. Воспитанник детского дома, он с детства грезил морем, юнгой пошёл на флот, в 30 лет стал капитаном.
Как он с таким опытом и знаниями мог допустить роковое столкновение?
Отвечая на вопросы следователя, он и сам не мог этого до конца осознать. На судне была установлена суперсовременная аппаратура, капитан ориентировался на показания САРП – системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные локатора говорили, что, если суда будут следовать тем же курсом и с той же скоростью, они благополучно разойдутся.
Капитан «Адмирала Нахимова» тоже был признан виновным, потому что вовремя не усмотрел опасности. Более того, как говорится в открытых источниках, он отправился отдыхать, передав управление второму помощнику Александру Чудновскому. Чудновский первым забил тревогу, увидев, что корабли не расходятся бортами, а опасно сближаются. В отличие от двух капитанов, он руководствовался визуальными наблюдениями.
Александр Чудновский погиб в ту же ночь, он до последнего пытался спасать пассажиров лайнера.
Морская пучина поглотила через много лет и Виктора Ткаченко. Отбыв назначенный судом срок в тюрьме, он, будучи капитаном яхты (неизвестно, своей или нет), погиб на ней в море. Это было уже в девяностые годы.
Самое сложное дело
Майя Подольская проработала в прокуратуре 34 года: сначала следователем, а потом и старшим помощником прокурора. За годы службы ей приходилось расследовать немало дел, в том числе кровавых и жестоких. Но ни одно из них не может сравниться с «делом Нахимова», уверяет она.
– Мне удалось собрать все газетные публикации об этой катастрофе, которые печатались в течение года. Теперь я передаю их нашему городскому музею-заповеднику, – говорит собеседница. – К сожалению, уже нет в живых моих коллег, с которыми тогда работали, расследуя кораблекрушение века.
Некоторые фотографии и экспонаты Майя Подольская передала в дар недавно созданному музею прокуратуры Новороссийска.
– Идея создать этот музей принадлежала Александру Григорьевичу Казимирову, долгое время возглавлявшему прокуратуру города. А реализовал её нынешний прокурор Новороссийска Алексей Дмитриевич Грудина. Хочу отметить его особое отношение к ветеранам ведомства и уважение к традициям и истории новороссийской прокуратуры, – завершила свой рассказ Майя Подольская.
Уважаемые читатели! В истории Новороссийска много разных страниц. Вы можете дополнить их своими воспоминаниями.
Если вам есть что рассказать и вспомнить, звоните в редакцию
по тел.61-41-05.