Вход по тайной дороге
В последнее время власти всех уровней озабочены поиском мест под создание особо охраняемых территорий. Делается это для того, чтобы сохранить ценные земли от застройки. Краевая администрация предложила Новороссийску создание еще одной особо охраняемой территории городского подчинения – «Верховье ручья Восьмая щель». Что это за место такое, о котором мало кто слышал?
— Уникальность этого места как раз в том, что о нем мало кто знает, — говорит член экологического совета при губернаторе Краснодарского края, биолог и эколог Вениамин Голубитченко. – Вход на эту территорию находится в некоторой изоляции от города. Со стороны улицы Камской, за бывшей недостроенной соматической больницей, находятся военные склады и стрельбище, и простой человек туда просто так не попадет. Благодаря этому там сохранились участки нетронутого цивилизаций леса. Мы туда ходили за грибами с детьми. Место потрясающее! Там берут свое начало ручьи, которые так и называются — Седьмая щель, Восьмая щель. Я встречал там фазана, косулю, кабанов, лис, черепах Никольского, занесенных в Красные книги (и Краснодарского края, и России). Там произрастают ценные виды растений – это дикие орхидеи, их там несколько видов, а также папоротник многоножка Полиподиум и ягодные тисы.
Тисовые рощицы – чудо природы
Территория будущей ООПТ довольно обширная – 178 гектаров. С одной стороны – северной — она граничит с Абраусским заказником, а юго-западный вход на эту территорию находится за Кабахахой, рядом со старой абраусской (военной) дорогой, которая идет на Глебовское поселение.
Именно с этой стороны корреспонденты «НР» прогулялись по будущей ООПТ, чтобы показать читателям уникальность данного места. Конечно, мы не прошли и тысячной доли всего маршрута. Просто зашли в лес, чтобы понюхать его воздух, сфотографировать растения, небо, горы. Чтобы дать читателям пищу для ума.
Об уникальности этого места корреспонденту «НР» в 1997 году рассказал сын Людмилы Чаленко, новороссийского педагога, взрастившей целую плеяду будущих экологов и биологов. Вадим Зинкович, преподаватель ботаники Дворца творчества, знал как пять своих пальцев этот участок, часто ходил сюда в поход. Зинкович нашел все локации краснокнижного ягодного тиса и показал их мне. Он уже тогда знал, как это место важно для новороссийской природы, он понимал, как важно его сберечь для потомков.
Я помню те мгновения. Я стояла под реликтовыми деревьями и пыталась запомнить свои ощущения. Маточные деревья краснокнижного тиса (лат. Táxus baccáta), мощные от протекающего рядом ручья… Как мне рассказал Вадим Львович, тисы, в отличие от других видов растений, очень тяжело размножаются. Поэтому тисовые рощи – это огромная редкость не только в Новороссийске. Я бы сказала, чудо природы. Так вот, на месте будущей ООПТ, есть отдельные маточные тисы, я совсем рядом, в Абраусском заказнике – целые тисовые рощицы.
— Тис ягодный – это реликтовое дерево, — говорит Вениамин Голубитченко. – Древесина его очень крепкая и красивая, практически не гниет. Самые крепкие и надёжные луки в древние времена делали из древесины ягодного тиса. Поэтому запасы тиса подорваны. В районе Новороссийска локации тиса ягодного остались в нескольких местах – в районе будущей ООПТ и в районе глебовской свалки. Поэтому так важно их сберечь.
Родники с живой и мертвой водой
Ценность будущей ООПТ – и его родники, неспроста охраняемая территория называется «Верховье ручья Восьмая щель». Вадим Зинкович показал мне здесь два удивительных родника, один — с «живой водой», другой — с «мертвой». Анализ воды из первого в бассейновой СЭС сделала сама Людмила Чаленко, он показал высокое содержание в воде серебра, то есть вода здесь идентична воде, наполняющей родник Святой ручки в ст. Неберджаевской. Вода из второго родника – «мертвого» – с высоким содержанием кальция. Его можно определить визуально – все листики с деревьев, упавшие на дно ручья покрыты твердым слоем кальция. Вадим Зинкович часто ходил на родники лечить свои искалеченные артрозом и варикозной болезнью ноги: ванны с «живой» водой снимали боль, а ванны с «мертвой» водой убирали отечность суставов.
«Новороссийский рабочий» в 1998 году организовал целую экспедицию к источникам с «живой» и «мертвой» водой. Читатели, узнавшие о такой достопримечательности, хотели увидеть все собственными глазами. Желающих сходить в поход с корреспондентами «НР» тогда набралось немало!
Предложение включить такие ценные участки леса в ООПТ, несомненно, важное и долгожданное. Думаю, и Вадим Зинкович, и Людмила Чаленко, которых уже нет с нами, были бы счастливы узнать эту новость. Ведь это надежда на то, что в этих местах не появятся новые дачи, не вырастут новые микрорайоны.
А вы что думаете по этому поводу, дорогие читатели? Телефон редакции: 61-41-05.