Социальное расслоение было и тогда
Окраина станицы Натухаевской. Сначала мы едем вдоль полей, затем углубляемся в лес. Сегодня весь день поливает дождь, то останавливаясь, то припуская. Жаль, я не взяла с собой сапоги. В такое болото можно нырять только в «резинках». Волонтёры, несмотря на непогоду, раскопали уже почти одну сотку памятника – могильника раннего железного века аборигенного населения полуострова Абрау. Передо мной могилы того периода – каменные ящики, тщательно подогнанные друг к другу.
Тут все усыпано камнями. Начальник Новороссийской археологической экспедиции ИА РАН Алексей Малышев поясняет, что это традиции захоронения тех лет: сначала строили каменные ящики, потом накрывали их более мелкими камнями, сооружая кольцевую конструкцию.
Этот могильник обнаружил еще в 80-х годах прошлого века новороссийский археолог Александр Дмитриев. Почти сорок лет памятник просто числился в отчетах. Ученых ведущего вуза страны привлекли камни, из которых собраны ящики для захоронения. Некоторые из них сделаны из довольно массивных плит песчаника. Из таких, только гораздо раньше, сооружали мегалиты-дольмены.
— Стены некоторых каменных ящиков толщиной 15 см, — говорит Алексей Александрович. – Мы предполагаем, что это своеобразный признак социального расслоения общества. Более богатые люди, как принято говорить сегодня, элита, строили погребальные сооружения, склепы, из толстых плит песчаника. Бедному населению же доставались более мелкие и тонкие плиты.
Я удивляюсь, что и тогда, в эпоху раннего железа, это было.
— Да, да, строить из крупных глыб песчаника считалось престижным. Расслоение общества было и будет всегда, — философски замечает Малышев.
Дольменная культура дает о себе знать
Возможно, так, используя песчаник, местное население восприняло традиции дольменной культуры. Традиция хоронить в каменных ящиках просуществует в наших местах вплоть до рубежа эр, а потом постепенно исчезнет. Учёные в этой экспедиции хотят уточнить датировки.
Я вижу среди раскопанных склепов маленькие каменные ящики. Могилы детей. Этот народ хоронил малышей на общем кладбище, хотя у некоторых народов детей хоронили отдельно, не считая их полноправными членами общества. В Широкой Балке, например, есть отдельное детское кладбище.
— Что за люди жили здесь, в Натухаевской, в раннем железном веке? – интересуюсь у ученого.
— Предположительно, это керкеты-тореты, возможно, синды. Они активно использовали биоресурсы – засевали поля, ухаживали за зерновыми, охотились и занимались собирательством. Для выживания небольшого семейного клана в те времена нужны были сотни гектаров земли. Жили они, скорее всего, подальше от кладбища, в более укромном месте, чаще в предгорьях, где есть вода.
Бронзовая печатка – украшение и печать
Как представительницу слабого пола, меня интересует, что археологи находят в этих могилах, что клали туда жители эпохи бронзы.
— К сожалению, большая часть захоронений подверглась грабежу, и не один раз, — продолжает Малышев. – Потому что склепы были на поверхности, их не закапывали в землю, а просто обкладывали более мелкими камнями. Добраться до содержимого было просто.
Несмотря на то что многие последующие поколения хорошо покопались в могилах, археологи сегодня не без находок.
Алексей Малышев вытаскивает из специального раствора, позволяющего убрать соли, дорогой по тем меркам бронзовый перстенек. На нем есть рисунок. Что изображено – пока непонятно, скорее, какое-то животное. Когда над кольцом поработают реставраторы, рисунок проявится.
— Кольцо, сразу видно, импортное, — констатирует ученый. – Оно доказывает, что местное население, проживавшее здесь в 5-4-м веках до нашей эры, контактировало с Боспорским центром. Скорее всего, это кольцо использовали как печать, удостоверяющую личность.
Драгоценностей (серебро, золото) в этих могилах не находят, население было несильно богатое. Однако бронзовый перстень для ученых – уже дорогая находка. Копилку обнаруженных предметов пополнил изящный глиняный кувшин, тоже импортный. Местное население изготавливало керамику в более грубом, примитивном стиле.
Паразиты и тогда досаждали человеку
А вот со скелетами не все так просто. В каменные ящики древние люди складывали по несколько тел. Останки предыдущего сгребали в кучку, сдвигали, на освободившееся пространство клали следующего умершего. Так в склепе помещалось больше останков.
— Кости, к сожалению, все перемешаны, — констатирует Алексей Малышев.
Слышу в голосе моего собеседника некоторое разочарование. Дело в том, что в этом году ученые приступили к работе в интереснейшем проекте. Они хотят выяснить, какие паразиты сосуществовали вместе с человеком. Попросту, какие глисты были у местного населения? Правда, неожиданно? Но как интересно. Оказывается, паразиты тоже сильно менялись с веками. В древних могилах сохраняется хитиновый покров яиц паразитов. На место раскопок уже выезжала научный сотрудник лаборатории естественно-научных методов, кандидат биологических наук Анна Бабенко. Археологи предоставляют для ее исследований почву, взятую в районе тазовых костей захороненных. Поэтому большая удача — найти скелеты, которые не были сдвинуты.
— Тема паразитов для российских ученых достаточно новая, хотя в других странах подобными исследованиями занимаются давно, — говорит Малышев. – Для чего это нужно? Мы стараемся исследовать культуру народа полностью – как жили люди, чем питались, как себя чувствовали. Интересно даже то, кто их ел изнутри.