За десять с небольшим лет он выпустил двадцать пять книг, большинство из которых написано в жанре духовно-исторических сказаний.
После презентации последнего издания с автором встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».
– Владимир Борисович, как вы выбираете, кто станет героем ваших былин и сказаний?
– Моей пробой пера стало «Сказание о Минине и Пожарском и Смутном времени». Почему я выбрал именно эту тему о защитниках Отечества? Во-первых, она связана со знаменитой иконой Казанской Божией Матери, которая у нас традиционно пользуется глубочайшим уважением, а во-вторых, эта тема духовной и патриотической направленности, что соответствует традициям нашего народа.
Получив первые отзывы, я убедился, что один из самых древних литературных жанров – сказ – и сегодня востребован нашими читателями, и его всячески надо возрождать и поддерживать. Да, в советское время подобные произведения были изрядно подзабыты. О героях России и о событиях, связанных с нашей историей, писалось очень мало, поэтому многие из них оказались практически в забвении. И моими главными героями стали люди и события, о которых обязательно должен знать каждый гражданин России.
– О ком были следующие произведения?
– Вскоре появились «Сказ об Александре Невском и Невской битве 1240 года» и «Сказ о князе Дмитрии Донском и Куликовской битве». Параллельно я стал работать ещё в одном направлении – над сказами из истории Кубани. Так появились произведения про казаков Липкинского кордона и о подвиге рядового Тенгинского полка Архипа Осипова в Михайловском укреплении. Тогда проводилась краевая духовно-патриотическая акция «Бессмертные защитники Отечества», в рамках которой удалось рассказать о героях своих книг во многих станицах
края.
– А вы не пытаетесь таких героев находить в наше время?
– Мне тоже неоднократно приходила такая мысль: а кто является героем в XXI веке? Кто эти ребята, которые и сегодня не жалеют своих жизней ради счастья других, подчас совершенно незнакомых людей? О них разве что услышишь в сводках новостей, которые прозвучат раз-другой по телевизору, а потом всё это просто забывается.
– А кто, по-вашему, стал героем нашего времени?
– В середине прошлого десятилетия я написал «Сказ о подвиге Александра Прохоренко «Вызываю огонь на себя» и «Сказ о Герое России Андрее Туркине». В первом рассказывается о лётчике, чей самолёт был сбит в Сирии, но пилот не сдался, а отстреливался до последнего патрона. На презентацию этой книги приезжал Чрезвычайный и Полномочный посол Сирийской Арабской Республики в России Хаддат Риад. Вторая книга для меня особенно дорога, так как написана со слов матери воина, спасавшего детей в захваченной террористами школе в Беслане. Получилась такая нить из воинских и патриотических традиций, которая тянется от былинных героев Древней Руси до современных.
– Владимир Борисович, почему взяли за основу именно такую довольно необычную форму произведения для сегодняшнего дня – сказания?
– Я убедился в том, что именно сказания очень подходят для повествовательного изложения как давних, так и нынешних событий. При этом очень хорошо воспринимаются нынешними подростками. Былины и сказы довольно доходчивы и помогают даже школьникам средних классов оценить и понять и подвиги, и события из истории своей страны. А вот традиционная стихотворная форма не всегда позволяет это
сделать.
– Кто-то уже оценил ваши литературно-исторические творения?
– Для меня неожиданным стало то, что два моих сказания – «О подвиге казаков Георгиевского поста, сотнике Ефиме Горбатко и его жене Марианне» и «О великом переселении Ея Императорского Величества верных казаков Черноморских на Кубань» – вошли в пособие для изучения истории Кубани для казачат 7-го класса. Эти важные для местной истории события изучаются и по моим книгам.
– Какие ещё личности удостоились вашего внимания?
– Одно время мне пришлось жить в Тимашевском монастыре. Именно здесь я вдохновился на создание сразу трёх сказов: о Владимирской иконе Божией Матери, о Свято-Духовом монастыре в Тимашевске и об основателе этого монастыря – схиархимандрите Георгии Савве. Савва – это представитель современного монашества, наш кубанец. Рассказ о нём вошёл в мою книгу «О монашестве древнем и современном», которая посвящена монашеским традициям, идущим от Сергия Радонежского к началу третьего тысячелетия.
Хотелось бы упомянуть об одной из последних своих работ – «Былине о батьке Кондрате», нашем современнике, чьё имя носят пять школ на Кубани. Одна из них находится в Цемдолине, где прошла не так давно презентация новой книги, организованная Новороссийским отделением Международного фонда славянской письменности. Что меня сподвигло на создание именно этого произведения? В разговорах с ребятами я убедился, что очень многие не знают, кто такой Николай Кондратенко. А ведь это история, которая совсем рядом с нынешним днём.
– Читатель может как-то влиять на ваше творчество?
– Несколько лет назад у меня была поездка по Астраханской области. В одном из сёл ко мне обратились местные жители с необычной для того времени просьбой: «А не могли бы вы написать о нашем Курмангазы?» Я тогда мало что знал об этом человеке, но с большим интересом познакомился с его жизнью. Это национальный музыкант, чьё имя носит консерватория Алма-Аты, а в одном из сёл Астраханской области находится его мавзолей. В итоге поэму-сказ «Домбра Курмангазы» довольно оперативно издало общество казахской культуры Астраханской области. На создание этой довольно объёмной книги ушло три года. Но недавно узнал, что «Домбра Курмангазы» стала настольной книгой и в российских школах, где учатся казахские дети.
– Кто из слушателей ваших сказаний запомнился лучше всего?
– Самая памятная для меня встреча состоялась в Духовно-просветительском центре Казанского кафедрального собора Элисты, где проходило заседание Межрегионального совета Республики Калмыкия. На ней я представил свою былину «Пётр I и хан Аюка», которая посвящена исторической встрече калмыцкого правителя и русского государя. На создание этой былины меня вдохновила репродукция картины Мергена Мошулдаева «Встреча Аюки-хана с Петром I на Волге близ Саратова». Каково было моё удивление, когда на заседании Межрегионального совета, где присутствовали глава республики Бату Хасиков и все лидеры православной, буддийской и мусульманской общин Калмыкии, я увидел подлинник этой картины, которая очень почитаема в республике. Все гости прослушали моё чтение былины от первой до последней строчки произведения, а руководство республики поблагодарило за обращение в творчестве к теме межнациональных традиций и укрепления единства народов России.
– А дети к вам обращаются с какой-нибудь просьбой?
– Как-то ко мне подошли дети одного знакомого священника и спросили, есть ли у меня детские книги. Я не смог им ответить ничего утешительного, так как на тот момент книг по духовному воспитанию для ребятишек младшего возраста у меня не было. Я не мог ничего им ни подарить, ни прочитать. Но идея создания именно такой книги мне пришла уже ближайшей ночью. И вскоре появилась книга «Сказка о радуге и колобке». Теперь мне есть что ответить не только тем взрослым людям, кто проявляет интерес к нашей истории и к нашим традициям, но и их детям, нашему подрастающему поколению. Кстати, в детских садах Краснодарского края сегодня «Сказка о радуге и колобке» используется для духовного воспитания малышей.
– А вы сами как впервые столкнулись с жанром сказаний?
– В своё время мне довелось познакомиться с книгой «Сказание о Русской земле» Александра Нечволодова. Её написал военный и общественный деятель, боевой генерал, автор популярных книг по истории. Это издание было настольной книгой в семье императора Николая II. После того как я залпом прочёл все четыре тома этого издания, у меня впервые появились мысли продолжить этот редкий жанр. Ещё одной такой важной для меня книгой стала «История России для детей» Александры Ишимовой. Она уже ближе к сказке, здесь много повествований о храбрых героях и прекрасных царевнах. Кроме того, в ней использовались стихи и отрывки из произведений русских писателей.
– Работу в жанре сказаний продолжаете?
– Да. И горжусь этим. Уже написаны рукописи некоторых будущих книг. Среди них: «Сказ об атамане прочнее железа и стали Бескровном», «Кубанское Бородино. О казаках атамана Тиховского и Ольгинском кордоне 1810 года». Ещё один сказ посвящён новороссийскому мастеру золотые руки Валентину Шикину.
НИКИТИН Владимир Борисович, композитор, поэт, автор духовно-исторических сказаний. Родился в 1959 году в г. Волжском. В Новороссийске с 2011 года. Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). Член Союза российских писателей (2017). Регент Екатеринодарской духовной семинарии (2006-2011). Художественный руководитель творческого объединения духовно-исторической и казачьей поэзии «Слава России» (2013). Наиболее полная коллекция былин и сказаний В. Никитина находится в библиотеке школы № 28.