Спаслись через торпедный аппарат
Подводная лодка «Колпино» отправляет сигнал SOS. Она получила боевые повреждения и всплыла. Борьба за живучесть в самой лодке не дала результаты – вода заполняет поврежденные отсеки. Командир принял решение об эвакуации личного состава первого отсека с терпящего бедствие корабля. Остальной экипаж ждет помощь, оставшись в подлодке.
Входной люк заклинило, поэтому покидать подлодку личный состав будет через торпедный аппарат. Их ждут специалисты водолазного катера. Именно водолаз по сигналу подводников открывает переднюю крышку торпедного аппарата. И вот один за другим бойцы выходят на поверхность моря. По сути они всплывают в торпедном аппарате на поверхность, поэтому метод так и называется «свободное всплытие».
Старичок «Эпрон» не подводит
В это же время на подводную лодку доставляются средства жизнеобеспечения, чтобы оставшийся личный состав тоже мог спастись. Среди судов, спасающих подводную лодку и подводников присутствует и судно «Эпрон». Ему уже 60 лет – по меркам флота это глубокая старость. Но благодаря модернизации, которая прошла в 2015 году, судно сейчас не уступает, а по многим параметрам и превосходит зарубежные аналоги. В подтверждение этому служит индийский поход 2015-2016 года, когда «Эпрон» в течение полугода обеспечивал испытания атомной подводной лодки ВМС Индии в водах Бенгальского залива.
Это единственное судно в составе Черноморского флота, чьи водолазы могут погружаться на глубину 200 метров. Основное предназначение судна – это спасение подводных лодок, которые не смогли подняться на поверхность и остались лежать на грунте. «Эпрон» сначала обеспечивает жизнедеятельность лодки, а потом эвакуирует личный состав с помощью спасательного колокола (колокол присоединяется к спасательным люкам подводной лодки, забирает к себе на борт личный состав и поднимается на поверхность воды).
Кстати, готовность судна к применению не раз подтверждалась на практике. «Эпрон» одним из первых прибыл на месте катастроф самолета ТУ-154, затонувшего у берегов Адлера в 2016 году, среднего разведывательного корабля «Лиман» в 2017 году, самолета СУ-27П в Феодосийском заливе в 2020 году. С его помощью обследовано и уничтожено более 50 взрывоопасных предметов в акватории Черного моря на глубинах недоступных другим судам.
Личный состав подобрали с воды
После того, как на аварийную подлодку доставили средства жизнеобеспечения, основной личный состав смог ее покинуть. Все моряки одеты в специальные гидротермокостюмы, они прыгают в воду прямо с палубы лодки. Термокостюм не даст утонуть и замерзнуть. Он спасает человека от переохлаждения не менее 6 часов. Причем температура воздуха может быть при этом -1 С. Спасшиеся подводники отплывают от лодки и ждут помощь, которая уже идет к ним навстречу.
Это экипажи рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения. Они раскидывают на воде устройство массового подбора людей. Оно представляет собой 10 соединенных между собой надувных емкостей диаметром 30 см и длинной до 10 метров каждая. Две крайние емкости прикреплены к катерам, которые как бы ловят в сети выпрыгнувших в море подводников.
В это же время спасательный вертолет Ка-27пс сбросил на воду спасательные надувные плоты, которые самостоятельно разворачиваются в воде. Внешне они похожи на обычные палатки походников, которые могут плавать и удерживать в себе несколько человек. В итоге всех оказавшихся в воде спасатели забирают на борт катеров и отвозят на спасательный буксир.
Медики оказали первую помощь
И вот весь экипаж на борту спасательного буксира «СБ-742». Выглядит он внушительно. Это большое судно, на котором разместилось все необходимое для оказания помощи в подобных ситуациях оборудование. Экипаж походит сортировку. Врачи определяют тех, кому требуется помощь в первую очередь. Таких оказалось трое. У одного тупая травма живота, у второго переохлаждения, у третьего баротравма легких.
Всем троим одновременно оказывается медицинская помощь. Подводника с травмой живота уносят на носилках в операционную. Там с помощью лапароскопии хирург определяет причины кровотечения и принимает решение о проведении операции. Замерзшего отогревают и восстанавливают все жизненно-важные функции организма. А третьего пациента помещают в декомпрессионную водолазную барокамеру, там приводится лечебная рекомпрессия.
Учения прошли успешно
Именно так оценил действия сил Черноморского флота по окончании учений Главнокомандующий ВМФ Николай Евменов. Он отметил, что задачи поисково-спасательного обеспечения отработаны на высоком уровне.
Фоторепортаж с учений можно посмотреть здесь.