Владимир Аксёнов – мастер кисти общероссийского масштаба. И даже больше. Его работы, его неповторимый почерк ценят и за границей. Художник растет и постоянно развивается в своем творчестве, пробуя новые жанры и направления.

Поэтому, зайдя в галерею, многие были удивлены, когда взглянули на новые шедевры.

Как журналист поняла из общения с художником, он не приверженец того, чтобы втолковывать людям, «что изображено на картине». Хотя некоторые очень интересовались.

Новые работы, которые представил Аксёнов, дают простор воображению, и у каждого посетителя галереи, я уверена, нашлась своя трактовка смысла той или иной картины.

Сам автор пояснил, что новая серия «Тишина» (так и называлась выставка, – прим. авт.) выполнена в стиле фигуративизма – одно из направлений абстракции. Но, в отличие от более хаотичной абстракции, здесь присутствуют элементы реальности, которые зритель может распознать и интерпретировать по-своему.

– Мне приятно видеть, как посетители галереи в задумчивости рассматривают мои работы, «застывают» возле картин, – признался художник. – Это тот случай, когда зритель становится соавтором, активно включается в процесс интерпретации, это и есть содержательный диалог между художником и аудиторией.

Да, картина может быть красивой, но если она не напитана, не насыщена чем-то бОльшим, не вызывает внутренних переживаний и не заставляет вернуться к ней, задуматься, – она действительно может оставаться «мертвой» в художественном смысле, считает мастер.

А вот когда человек, пройдя весь зал, возвращается именно к этой работе и долго смотрит на нее, – это лучшая похвала для художника. Это значит, что автор нашел тот самый «крючок», что зацепил зрителя не внешней эффектностью, а чем-то более тонким, глубоким, резонирующим с его внутренним миром.

– Почему выставка называется «Тишина»?

– Как вы знаете и неоднократно об этом писали, я люблю путешествовать. Каждое лето устраиваю себе длительные поездки на велосипеде, сплавы по горным рекам. Одно из таких путешествий открыло для меня новый смысл тишины, соединив в себе таежную, речную и ГУЛАГовскую тишину. Я оказался в местах бывших лагерей и, разбив палатку в лесу, вслушивался. 

Это была незабываемая ночевка на реке, меня накрыло ощущение, что я один во всем мире, наедине с собой, окруженный темнотой, звездами, тайгой и тишиной. Это было очень сильное чувство.

Я осознал, что тишина делает человека человеком, потому что только в тишине мы можем отстраниться от внешнего влияния и услышать свой внутренний голос. 

– Ваши ежегодные путешествия теперь  включают и водные маршруты. Какие интересные случаи подстерегали в пути?

– Это была встреча с одной семьей, которая передвигалась по реке на электрической лодке. Удивительное и невероятное совпадение из серии «не может быть». Ранее я с этими  людьми пересекался во время моего велосипедного турне  из Чебоксар в Адлер.  Мир тесен!

А из печального в моих путешествиях – истории с потерянными телефонами, что очень обидно. Три телефона за год утеряны! Это не просто телефоны, это бесценные воспоминания, фотографии, заметки, которые могли бы стать основой для новых работ.

– Именно путешествия, эмоции и воспоминания, накопленные в них, и становятся источником вдохновения?

– Это не просто вдохновение, а глубокая перезагрузка, позволяющая вернуться домой, в мастерскую, с новым запасом энергии и идеями.

– Были случаи, когда ваши картины становились пророческими…

– Да. Это знаменитый «Коронавирус». Я писал эту работу, когда о ковиде еще не было столь массово известно. И вот вдруг из-под моей кисти показал свое зубастое нутро страшный монстр. А через несколько месяцев мир накрыл коронавирус. Так и появилось название картины.

– Вы много сотрудничали с Центром русского искусства в Китае, работали в Харбине.

– Да, с Китаем связан целый пласт моего творчества. А еще был случай, когда я летел в Китай, и в самолете меня скрутила невероятная боль. Оказывается, почечная колика. К трапу самолета подали «скорую», где мне, корчащемуся от боли, тут же предъявили квитанцию об оплате. Оказывается, там «скорая» как такси, только с медицинскими услугами. Привезли в больницу, определили причину болей с помощью УЗИ, выяснилось, что надо ехать в другую больницу. Ну, думаю, так и денег не хватит. Выручили мои друзья, живущие там. В клинике, куда меня привезли, была «дробящая камни» установка. Пятьдесят минут я ощущал себя как под обстрелом. Но когда выходил из клиники, уже ничего не болело. Так что с Китаем меня связывают не только творческие воспоминания.

– Для вас важно, как воспринимают ваши работы окружающие?

– Да, художник должен чувствовать, что его работа имеет ценность не только для него самого, но и для искусства.

Работы Владимира Аксёнова (6+) вы можете увидеть в Арт-галерее «Prima-Юг» на итоговой выставке 2025 года. Галерея находится по адресу: ул. Революции 1905 года, 3. Вход свободный.  Ежедневно с 13.00 до 17.00.

В экспозиции представлены работы художников, выставки которых проходили в 2025 году. Среди них Звиад Гоголаури (Грузия, Тбилиси), Руслан Шаваев (Дагестан), Наталья Литосова и Олег Калайтанов (Ставрополь), Альберт Щитков (Крым), Ирина Пантелеева и Владимир АксËнов (Новороссийск).