Казачья кровь

– О том, что мои предки кубанские казаки, я узнал ближе к совершеннолетию, – вспоминает Александр Александрович Старовойтов. – Тогда многое стало понятно. И моя любовь к лошадям, и трепетное отношение к сказаниям, былинам, к народным песням на балачке, и желание шить из кожи уздечки да нагайки, причем делал я все по наитию, никто не учил, словно всегда умел, только забыл. Кстати, первая лошадь, Белоножка, появилась у нас, когда мне было 14 лет. Родители переехали в свой дом и завели небольшое хозяйство.

Творческая семья

Семья, в которой рос Александр, была творческой. Дед – однокурсник Михаила Пуговкина, мама – работала в сельском Доме культуры.

– Я рос в ДК, – смеется Александр. – В пять лет мне подарили первый детский баян. Быстро освоил «Калинку-малинку» и очень этим гордился – девчата в садике за мной стайкой носились. Выступал на концертах, пел народные песни. В 11 лет парни из инструментального ансамбля подарили гитару. Утром мне ее вручили, а после обеда я уже знал аккорды и играл нехитрые композиции. Обладающему абсолютным слухом, мне это давалось легко, но нотной грамоты не хватало.

В селе, где жили Старовойтовы, музыкальной школы не было. Ноты Александр начал изучать сам, ведь поставил цель: научиться играть Цоя. К подростковому возрасту он из «народника» превратился в рокера.

«Беркут»

1995 год. Когда на призывной пункт приехали «покупатели» в краповых беретах из спецподразделения «Беркут», внутри у Старовойтова все затрепетало: «Вот бы вернуться домой в такой форме!»

Отобрать для службы в элитной вой-сковой части предстояло всего 20 человек из 180 призывников. Александр прикинул свои шансы: невысокий, худенький, но решил сделать все от него зависящее.

– Декабрь. На улице – минус 30. Спортивные снаряды ледяные. Справился. Нас тогда отобрали 18 человек. За два года мы прошли настоящую мужскую школу выживания. Командиры были грамотными, порядочными, давали не только навыки ведения боя, но и в голову правильные мысли закладывали – «Беркут» есть «Беркут»! Вернулся из армии с твердым решением продолжить учебу.

Двойной подарок

– Учился заочно. Все это время работал в ДК. Часто ездили с гастролями по районам, и в одной из командировок познакомился с будущей женой. Марина – хореограф, статная, красивая, настоящая казачка. Мне Бог тогда сделал двойной подарок: жену и сына. С Александром сразу сложились близкие, доверительные отношения. За первые пять лет жизни Марина подарила мне еще троих детей: Диану, Валентину и Владислава, а сегодня у нас уже есть две внучки!

Любовь с плетня

В 22 года Александр Старовойтов вступил в Сибирское казачье общество, и именно казачество привело его из северного Казахстана на юг, в самое, по его мнению, благодатное место – станицу Натухаевскую.

Александр познакомился с атаманом, сходил на службу в храм, поднялся к Поклонному кресту на горе Шахан и оттуда позвонил жене, чтобы сообщить: нашел место, где они будут жить, где воплотится их мечта о большом уютном доме – родовом гнезде.

В сентябре семья переехала в станицу.

Культурный центр

Супруги Старовойтовы устроились на работу в «Центр традиционной народной культуры», где дети и взрослые могут ближе познакомиться с историей, бытом, традициями кубанских казаков, попробовать хлеб, выпеченный в русской печи по старинному рецепту, отведать наваристого борща.

– Знаете, историю на бумаге можно переписать. Мы сейчас все этому свидетели, а былины, сказания, песни предков не перепишешь. В них – правда. Так что очень важно, чтобы дети их знали. Впитав с младых ногтей народную мудрость, они смогут противостоять лживой пропаганде, – делает вывод Александр.

Крым наш!

Телевизионные сюжеты с Майдана Старовойтов смотреть спокойно не мог. Когда жгли бойцов «Беркута», а те не давали отпор взбесившейся толпе, все внутри мужчины протестовало: что за чудовища по крови идут к власти?

– И тут атаман звонит, что добровольцы в Крым нужны. Сразу согласился. Нас от Натухаевской пять человек поехали, а вообще собралось более ста казаков-черноморцев. Мы не знали, надолго ли туда едем, что там будет. Просто так было нужно. Это не героизм, мы защищали свою землю: если бы вместо нашего Черноморского флота в Севастополе появились НАТОвские военные базы, благословенное место, куда я привез семью, было бы в опасности.

Месяц Александр с братьями-казаками провели в холодных окопах на границе с Херсонской областью, в ожидании прорыва границы со стороны вооруженных сил Украины, обошлось. Наступила Крымская весна!

«Я сама героя провожала…»

В октябре 2014-го Старовойтов и другие казаки из Новороссийска собрались в Луганск. Целью было отвезти гуманитарный груз и помочь ополченцам.

– Отправлялись в путь от ДК. Супруга с девчатами из ансамбля вышли в казачьих костюмах и исполнили песню «Я сама героя провожала…». Помню, потом казаки меня спрашивали, как такое возможно? Многие своим женам боялись сказать правду, куда едут, чтобы скандалы не выслушивать, а тут сама вышла, еще и спела. Тогда ответил им словами своей Марины: «Вы мужчины, воины. Все равно уедете, потому что должны. Так зачем прощаться на плохой ноте? Надо благословить и молиться».

Опасные гастроли

Вместе с сотрудниками ДК, супругой Старовойтов начал ездить в ЛНР и ДНР на гастроли. Пели, танцевали в сельских клубах, чтобы поддержать местное население, дать им уверенность, что Россия с ними, их не бросят.

– Запомнился случай, как в одном из сел люди плакали, слушая наши песни на балачке. Мол, вот он, их родной язык. Смесь украинского и русского, даже в такое время Россия его не отменяет, не запрещает, поддерживает традиции предков.

Доброволец

Известие о начале СВО Старовойтов воспринял с надеждой: наконец-то на Донбасс зайдет регулярная российская армия и положит конец истязанию русскоговорящих людей.

– На тот момент мы не осознавали, какой объем военной помощи поступает на Украину. ВСУ за эти годы стали другими. Когда к 9 Мая победы над киевским фашистским режимом не случилось, появилось беспокойство. Когда ребятам начали приходить повестки по мобилизации, стало ясно: больше дома сидеть нельзя, надо идти на СВО. Неправильно, когда наши сыновья там гибнут.

Александр отпросился у начальника управления культуры и вступил в БАРС-11, сформированный из казаков Кубанского войска. Боевое слаживание проходило в Раевской. На сборы он взял свою верную спутницу – гармонь, чтобы вечерами поднимать боевой дух товарищам казачьей песней.

– Несколько недель я вспоминал то, чему когда-то меня учили в «Беркуте», восстанавливал физическую форму, морально готовился, ведь паника одного на поле боя – это смертельная угроза для всех, кто рядом.

 «Маэстро», музыку!

Александр взял позывной «Маэстро». Когда-то коллеги так между собой называли его деда. Отправили БАРСов отбивать Марьинку. Промежуточной остановкой на пути к передовой стал Новочеркасск. На перевалочном пункте для бойцов выступали гармонист и вокалистка с Кубани.

– Пели они заунывно. И так тошно, а тут еще от песни плакать хочется. Разве это дело? Тогда я с разрешения нашего атамана Виктора Юрина сам взял в руки гармонь и запел «Любо, братцы, любо…». Меня поддержали все 130 человек! Вот это мы зарядились энергией на ратные подвиги. Не верьте тем, кто говорит, что не страшно ехать воевать. Страшно. Жить всем хочется.

Святое причастие

Несколько дней были штурмы. Казалось, сил не осталось. С 13 на 14 ноября Старовойтову удалось поспать около трех часов. Он вышел ночью во двор. Темно. Звезды поблескивают над головой, изо рта идет пар.

– Тревожишься? – Александр вздрогнул от неожиданности. Сделал несколько шагов вперед и сумел разглядеть отца Никифора. – Подойди ближе, перед штурмом нужно причаститься.

– Батюшка, я человек верующий, правила знаю. Не готов я к причастию, пост не держал.

– Бог простит.

«Все хорошо. Жив!»

14 ноября 2022 года. 16.00. Прилет. Взрыв. Тело Александра словно пронзили тысячи раскаленных игл. Он с трудом повернул голову и увидел рядом погибшего товарища.

– Я получил множественные осколочные ранения. И тут Георгий подполз ко мне, затащил в воронку, образовавшуюся от взрыва. На протяжении четырех часов он оказывал мне первую помощь. Вколол кровоостанавливающее, обезболивающее, наложил жгуты, и все время шел бой, пока мы ждали эвакуацию. А я лежал, смотрел в небо, и до того мне было хорошо и радостно, что живой! Бога благодарил за все. Уверен, что выжить мне тогда помогло святое причастие, полученное за 12 часов до боя, и грамотные действия боевых товарищей.

Ближе к полуночи «Маэстро» оказался в госпитале в Донецке. Ночью ему привезли чистые вещи и телефон. Утром он позвонил жене: «Все хорошо. Жив». Марина уже обо всем знала. Ждала звонка мужа и молилась.

Палочка, прощай!

После Донецка был госпиталь в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и даже на космодроме Плесецк. Домой Александр вернулся под Новый год, а через неделю уже повез гуманитарку на передовую: не можешь воевать – подавай патроны.

– У меня была серьезная травма колена. Ходил с палочкой. Нужна была операция, но кто-то не брался, где-то были огромные очереди, а ждать нельзя. Тогда, в начале 2023-го, с реабилитацией СВОшников все было сложно. Но Божьей милостью нашел в интернете Центр Илизарова в Кургане, у него были самые хорошие отзывы, и написал письмо, что участник СВО, получил травму, приложил запись со снимками рентгеновскими. И через несколько дней получил ответ от одного профессора: жду через две недели с такими-то анализами, оперировать буду сам.

В середине апреля Старовойтову сделали операцию, после которой хирург пообещал, что, если в течение года выполнять все его рекомендации, пациент навсегда забудет про палочку и будет ходить, как абсолютно здоровый человек. Не обманул.

Фонд «Защитники Отечества»

– Я лежал в клинике, когда мне позвонили и сказали, что мою кандидатуру будут рассматривать на должность руководителя филиала государственного фонда «Защитники Отечества» по Краснодарскому краю. Согласился, потому что по себе знал, с чем сталкиваются участники СВО. Собеседование с Москвой проходил в машине, по видеосвязи, когда возвращался из Кургана домой. Меня утвердили.

Александру Старовойтову пришлось освоить абсолютно новую для себя сферу, создать команду социальных координаторов, пройти обучение по программе «Время героев». У него сотня планов и задач.

– Мы уже много сделали, но останавливаться нельзя. Сейчас мой старший сын на передовой. Верю, что в скором времени СВО закончится нашей Победой. Фонд «Защитники Отечества» поможет всем участникам получить все необходимые меры поддержки, пройти реабилитацию, найти работу. И тогда я смогу все свое время посвятить семье, воспитанию внуков, сохранению исторической правды через культуру и традиции казаков, приобщить к этому подрастающее поколение, превратив наш «Центр традиционной народной культуры» в настоящий этнографический кластер. Это моя мечта. Господь все управит.