Ее хобби – картины из джинсовой ткани – переросло уже в нечто большее, чем просто увлечение.

В арт -галерее «Прима-Юг» прошло открытие выставки «Арт-Деним Color» (0+), где представлены новые работы, вызвавшие живой отклик посетителей. Лично меня охватил азарт «разгадывания», из каких джинсовых элементов выполнена та или иная работа. В ход пошли не просто обрезки джинсового материала, но и карманы, шлевки, гульфики.

Особенное «волшебство» случается, когда наводишь на картину камеру телефона: джинсовая работа таким образом становится более структурированной, играет всеми красками. Так случилось с картиной, изображающей паровоз. Его сигнальный огонь буквально «загорелся»,  стоило нажать кнопку камеры.

Новая коллекция поражает богатством красок. Тем не менее картины гармонируют между собой: они выполнены в единой цветовой стилистике.

— Ирина Андреевна, мы с вами виделись в начале этого года в музее на вашей выставке. Тогда вы и сказали, что готовите новые работы из джинсовой ткани, но находитесь в поисках направления. Как удалось определиться?

— Тогда некоторые посетители упрекнули меня в отсутствии цвета, работы казались темными. Я задумалась о цветных джинсах. Но поняла, что реалистичные портреты и пейзажи в такой яркой технике не подойдут, нужно другое направление. Работая с цветовыми пятнами, я пришла к абстракции и конструктивизму. Толчком послужила классика.

И что стало отправной точкой?

— Картина по мотивам «Аленушки» Васнецова. Я разложила ее на пятна, создала композицию, обобщающую образ, чтобы контур лишь отдаленно напоминал знакомую с детства картину. Потом были «Девушка с жемчужной серёжкой» по мотивам шедевра Яна Вермеера и «Сон» Пикассо.

Фото Виктории Николаенко. Та самая «Аленушка»

 Когда я ощутила, как работать с материалом и контуром, появились остальные работы. Какие-то сюжеты появлялись, я их оформляла в так называемой «витражной» технике. После этого я начала говорить о «джинсовой живописи», когда вместо лоскутков идет наложение тканей, создавая своего рода мазки.

— Как вы выбираете темы джинсовых работ?

— Темы выбираю по настроению. Мне пришлась по душе и графика. Это, например, работы «Панда» и «Зебра».

— Как можно назвать технику, в которой вы работаете?

— Честно? Я не знаю, как это все называется. Я делаю, как чувствую. А что получается, то и получается. Смотрите!

Обращаю внимание на красный кулон художницы, выполненный в виде цветка из…

Из чего?

— Да, это тоже джинсы! – смеется художница.

А еще эту выставку украсили забавные и милые фигурки из папье-маше, обтянутые остатками ткани.

— Серия называется «Рогатые, клыкатые» – потому что у этих животных есть рога и клыки, — весело поясняет Ирина Пантелеева. Такое ощущение, что она использует каждый кусочек материала, даруя ему вторую жизнь. И какую! Художница подтверждает это.  — Всё, что, я могла вытянуть из использованных джинсов, я попробовала воплотить в этих коллекциях!

На открытии выставки вас все спрашивали, где вы берете столько джинсовой ткани?

—   Источников много. Раньше все  друзья и коллеги приносили  мне свои старые джинсы. Теперь цветную ткань покупаю. В магазине на распродаже можно найти джинсы по 50-70 рублей. Несколько месяцев ходила и подбирала нужные цвета, например, ярко-фиолетовый или чисто голубой – они редко попадаются. А вот основные цвета – темные, серые, зеленые, коричневые – не проблема достать. И еще:  я не крашу ткань. Использую натуральный цвет, какой есть. Стараюсь подбирать композицию из существующих материалов. У меня ткани лежат горкой, и я смотрю, какой кусочек можно примерить в определенный момент.

Посетителей удивляет ваша картина «Чингисхан». Смотрится объемно, а если разглядывать…

— Ее слепила из того, что было. Картина с Чингисханом сделана из шлевок — куда ремень от джинсов продевается, поясов, гульфиков, ремешков и карманов. По сути, из обрезков. Все думала, куда их девать? Вот эти большие шлевки, например? Пуговицы вообще не знала, куда применить. Потом поняла, что из них можно соорудить нечто вроде кольчуги. Вот это все как-то одно за другое зацепилось. Так нарисовался воин, Чингисхан.

Фото Виктории Николаенко. Справа — Картина «Чингисхан»

Как хобби сосуществует с вашей основной профессией?

— Картины – это по вечерам, в выходные и праздники. В рабочее время я тружусь «Новоросгражданпроекте», – это моя основная работа.

Ирина Андреевна, чем вам помогает архитектурное образование в создании джинсовых шедевров?

— Как многие говорят, в моих работах чувствуется архитектор, это об этом свидетельствуют четкая графика и построение.

Как создаются ваши джинсовые картины?

— У джинсовой ткани есть преимущества перед кистью и красками.

Обычно я ставлю основу на мольберт и иголочками прикалываю лоскутки. Смотрю какое-то время, нравится – оставляю, нет – меняю, вырезаю другой и приклеиваю. Это удобно. Не надо ждать, когда краска высохнет, не надо промывать кисти.

Места в квартире хватает?

— Катастрофически не хватает. Сейчас у меня дома скопилось очень много неиспользованных джинсов, а тему эту я, наверное, уже закрыла. Буду переключаться на что-то другое. Идеи есть, но пока не буду ничего загадывать.  

Ваши картины продаются? Их кто-то приобретает?

— Да, они продаются, но приобретают довольно редко. Не знаю, почему. Людям нравятся, они вроде бы и хотят купить, но, возможно, не представляют, как это применить в интерьере.

 Лично меня мои работы вдохновляют на дальнейшее творчество, на новые идеи. Например, одна из последних картин – «Подружки» – простая и привлекательная, кажется, она бы хорошо вписалась в концепцию какого-то современного кафе.

Как часто вы сами носите джинсы?

— В последнее время я пришла к спортивному стилю в одежде: кроссовки, джинсы, толстовка – и вперед! Это созвучно моему ритму жизни, это моё.

Что вы хотите сказать миру своим творчеством?

— Собственно, ничего. Это просто времяпрепровождение, чтобы не сидеть впустую на лавочке у подъезда, не лузгать семечки, а просто заниматься тем, что мне нравится, что доставляет удовольствие.

Информационный обзор редакции