Народный фронт
«Невкусное. Холодное. Не люблю», — по статистике экспертов Народного фронта, это самые распространенные жалобы на школьное питание по всей стране. Глобальный мониторинг — кто, как и чем кормит детей в школах — общественники начали еще в 2017 году.
После было подготовлено три доклада для Президента о важности питания в школе для здоровья детей, а также о проблемах, выявленных в этой сфере. По Поручению Президента Владимира Путина, с сентября 2020-го школьники начальных классов стали получать горячее питание за счет бюджета. Ежегодно на эти цели выделяется больше 80 млрд руб.
Кто кормит школьников города-героя?
В муниципальном образовании г. Новороссийск – 33 школы. Учащихся кормит оператор питания – победитель конкурсной процедуры, по результатам которой заключается муниципальный контракт. Несмотря на то, что каждая школа выходит на торги самостоятельно, вот уже несколько лет победитель во всех образовательных организациях один – ООО «Торговый дом «Кубань» (далее – ТДК).
Контракты разыгрываются два раза в год: в августе — на питание детей в первом полугодии, в декабре – на второе полугодие.
Питание в школах Новороссийска организовано по принципу аутсорсинга. То есть руководство школы закупает не продукты у поставщика питания, а услугу: «завтрак», «обед», «полдник» по количеству дето-дней. Столовые переданы оператору питания в аренду. Готовят пищу, моют посуду, накрывают столы – сотрудники ТДК.
По контракту и закону
В муниципальном контракте прописано, что сервировка и накрывание столов – обязанность оператора питания, то есть эти услуги ему оплачены. Тем не менее в некоторых школах учеников старших классов, по согласию родителей, привлекают к накрыванию столов.
Согласно п. 3.5.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов не допускается привлечение к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий посторонних лиц, включая персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.
Два меню
Два раза в год в школах меняется меню: «Осень» — с сентября по конец ноября, «Зима-весна» — с декабря по конец учебного года.
Меню разрабатывает ТДК. После чего получает на него экспертное заключение территориального органа Роспотребнадзора. У нас его выдает ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», Новороссийский филиал.
Цикличное меню разрабатывается на 10 дней для 1-4 классов и на 10 или 12 дней для учеников 5-11 классов. Ознакомиться с ним каждый родитель может на сайте школы в отдельной вкладке «Питание», а также в школьной столовой.
Кроме цикличного, есть еще ежедневное меню. В нем указана дата, наименование блюд, выход порции в граммах, количество белков, жиров и углеводов, калорийность, стоимость. На сайт школы оно выставляется вместе с фотографиями блюд. Правда, некоторые школы идут на хитрость: сфотографировав разок блюда, они выставляют одни и те же фотографии каждые 10 дней.
В столовой, в специально отведенной зоне, с соответствующей надписью, стоит контрольное блюдо. Оно должно совпадать с тем, что у детей в тарелках.
В этом году в городских школах появилось также диетическое меню для детей с сахарным диабетом и непереносимостью глютена. Разработано оно с привлечением врачей диетологов.
Единообразие
Все школы Новороссийска питаются по одинаковому меню! То есть, если в гимназии №2 на завтрак у детей котлета с гречкой, то такой же завтрак получат ребята по всему городу, вне зависимости от номера школы, а также от того, является ли ребенок льготником или организованно питается за родительскую плату.
Каждый родитель, чей ребенок питается в школе, имеет право на посещение столовой! С Положением о родительском контроле можно ознакомиться на сайте своей школы. Чаще всего для посещения столовой просят предварительно согласовать время посещения. Для этого необходимо связаться либо с директором, либо с ответственным за питание (контактные данные также указаны на сайте школы).
Многие родители уверены, что если школу заранее предупредить о визите, то именно в этот день детей накормят вкусно и повара не допустят явных нарушений. Тем не менее порядок есть порядок.
Кстати, каждый родитель ученика 5-11 классов заключает договор на предоставление услуги горячего питания с ТДК. И в нем ничего не сказано про порядок допуска родителей в столовую, зато есть пункты, позволяющие им снимать пробы готовой продукции, знакомиться с сертификатами качества продуктов и технологиями приготовления блюд.
Любопытно: если раньше в договоре было уточнение, что снимать пробу можно с порции своего ребенка, то в новой форме, закрепленной Постановлением главы города № 4425 от 25 сентября 2024 года, такого нет.
Что контролируем?
Итак, вы, родитель, попали в столовую. На что имеете право в рамках родительского контроля и на что стоит обратить внимание?
- Блюдо на столах у детей должно соответствовать ежедневному меню. Например, если в меню указан банан, выдать должны – банан, причем целый, а не порезанный. То же самое касается апельсинов, яблок и т.д. Допускается замена одного фрукта на другой, но тогда эта замена должна быть подтверждена соответствующим актом.
- Обратите внимание на выход порции в граммах. Особенно на количество овощей. Вы имеете право произвести контрольное взвешивание. Оператор питания обязан предоставить вам весы. Взвешивать надо 10 порций!
- Овощи, салаты должны подаваться в отдельных тарелках порционно! Но если в меню указан сложный гарнир, например картофельное пюре/консервированные овощи, то тогда они подаются в одной тарелке.
- Обратите внимание на внешний вид блюд, например, если в меню указаны «печеночные оладьи», то форма у них должна быть оладий, а не запеканки. Если вид какого-то блюда вызывает у вас сомнение, попросите показать вам технологическую карту. В ней будет все прописано. Технологические карты должны быть в каждой столовой.
- На столах у детей должны быть салфетки.
- Ложки, вилки – в необходимом количестве. Если столовых приборов или посуды не хватает, ТДК обязан ими доукомплектовать столовую.
- На чашках, стаканах, тарелках не должно быть сколов, трещин. Такая посуда сразу изымается и меняется на целую.
- Повара, сотрудники раздачи должны быть в чистой форме, в головных уборах. Не допускаются длинные ногти. Если у сотрудника столовой маникюр — он обязан работать в перчатках.
- Выявленные нарушения актируйте, делайте видео- и фотофиксацию.
Также обратите внимание на индекс «несъедаемости» — сколько отходов дети несут в мойку, моют ли ребята руки перед тем, как зайти в столовую, работают ли сушилки для рук, есть ли мыло в зоне рукомойников и пользуются ли им дети. Столовая должна быть чистой, без насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности.
Если руководство школы и оператор питания не устранят выявленные замечания, можно оставить жалобу на официальном сайте Народного фронта https://onf.ru/pitanie
Это «Аксиома»!
С 1 сентября 2023 года все общеобразовательные школы Новороссийска перешли на бесконтактную систему оплаты горячего питания — «Аксиома». Подобные системы работают в разных регионах и хорошо себя зарекомендовали, потому что это удобно и прозрачно.
Каждому ученику присваивается личный счет, на который родители кладут определенную сумму. Потратить ее можно только на школьное питание. При этом, как только ребенок посетит столовую, мамы-папы получат в специальном приложении отчет о том, что же их чадо ело.
— Пополнить баланс «Аксиомы» можно через банкомат, онлайн-приложение банка или внести наличные через кассу банка, – рассказывает главный специалист управления образования, курирующий вопросы питания, Анна Журавко. – Теперь у родителей не может накопиться долг. Все платежи видны в приложении. Прозрачность системы позволяет своевременно контролировать баланс лицевого счета ребенка.
С начала 2024 года в школах внедряется возможность расплатиться по «Аксиоме» и за буфетное питание. Оплата наличными, по просьбе родителей, также сохраняется.
Выпуск карты «Аксиома» стоит 100 рублей. Это единоразовая оплата. Карта не имеет ежемесячного обслуживания, как в банках.
Некоторые родители недовольны тем, что с них берется комиссия за пополнение баланса. Оплата без комиссии возможна через банк ВТБ и с минимальной комиссией в 1% через Сбербанк. С остальными банками ведется работа в этом направлении.
Сколько в рублях?
Все ученики 1-4 классов питаются бесплатно за счет Федерального бюджета. При этом завтрак ученика младших классов в Новороссийске сегодня обходится государству в 113,20 рубля; обед – в 139,46 рубля.
Ученики 5-11 классов, не имеющие льгот, питаются за счет родительских средств. Сегодня в Новороссийске стоимость завтрака – 123,63 рубля; обеда – 143,51 рубля.
Дети из многодетных, малообеспеченных семей, находящие в социально опасном положении, семей участников СВО – питаются бесплатно.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды, посещающие школу, получают двухразовое питание бесплатно (завтрак и обед или обед и полдник, в зависимости от учебной смены).
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды, обучающиеся на дому, получают денежную компенсацию за двухразовое горячее школьное питание.
Питание льготников оплачивается из бюджета разных уровней.
412 000 000 в год
В Новороссийске 19 372 ученика младших классов, которые 100% охвачены горячим питанием за счет средств Федерального бюджета.
В среднем, один день питания учеников 1-4 классов города-героя обходится государству в 2,5 миллиона рублей (без учета детей-инвалидов, детей с ОВЗ, получающих двухразовое питание).
За 2024-2025 учебный год только на питание начальной школы Новороссийска государство потратит более 412,5 миллиона рублей!
Обидно, если основная часть этих «денег» окажется в помойном ведре. Так что очень важно сделать горячее питание в школе вкусным и полезным, чтобы дети его ели, а не выбрасывали.
Личное мнение эксперта
Темой школьного питания я занимаюсь с 2017 года. Тогда же стала активистом, а затем экспертом Народного фронта в этой сфере. В 2019 году, во время визита Владимира Путина в республику Адыгею, была приглашена на встречу и смогла задать вопрос президенту про качество школьного питания.
Могу отметить, что за последний год в школах Новороссийска организация и качество школьного питания улучшились, меню стало разнообразнее и интереснее, помимо яблок на столах у детей появились апельсины и бананы, а супы начали готовить не на воде, а на бульоне.
Все это получилось благодаря тесному сотрудничеству экспертов, администрации города, школ и оператора питания. Но самую большую роль в улучшении качества школьной тарелки сыграл регулярный родительский контроль. Были случаи, когда выявленные родителями нарушения приводили к смене поваров в столовых, после чего блюда стали заметно вкуснее.
Но нет предела совершенству, всем нам есть еще над чем работать.
«Невкусное. Холодное. Не люблю». Прежде чем писать жалобы в компетентные органы, рекомендую обратиться в школу и разобраться в причинах таких характеристик.
«Невкусное», потому что невкусное или потому что ребенок не привык к такой пище? Например, мама никогда не готовит творожную запеканку или тушеную рыбу.
«Холодное» – потому что рано накрывают столы, в столовой не работают мармиты или ребенок задерживается после уроков и к моменту его появления порция остывает?
Жалоба «Не люблю» вообще весьма субъективна, кто-то просто даже пробовать отказывается непривычные блюда, может, стоит разнообразить домашнее меню?
Так что, дорогие родители, давайте проявлять больше внимания к школьному питанию и делать это рационально, с пользой для детей и их желудков. Сегодня у вас есть возможность посещать столовые, пробовать блюда, знакомиться с технологическими картами и сертификатами на продукцию, а также вносить предложения по процессу организации питания в вашей школе.