Режиссер спасоперации
Корреспондент «НР» искала ответы у тех, кто приезжает на место аварии порой раньше скорой помощи. Это спасатели.
Признаюсь, это был тяжелый разговор для меня. В январе этого года в страшной аварии погиб мой друг. Водитель автомобиля, в котором он находился, выехал на встречку при обгоне и врезался в КАМАЗ. Друг погиб сразу, водитель и второй пассажир – чуть позже в больнице. Лобовое. Скорость. Шансов не было.
Спасатель первого класса Новороссийского аварийно-спасательного отряда Алексей Ефремов говорит осторожно, подбирая слова. Жалеет мою психику. Он признается, что привыкнуть к смерти нельзя. Но спасатели – это люди особого сорта. Они умеют закрывать свое сердце на ключ, когда эмоции мешают делу.
– Можно ли выжить в ДТП? – Алексей начинает тяжелый для него разговор. – Если водитель идет на большой скорости и в лоб, то травмы будут серьезные, даже у тех, кто пристегнут ремнем безопасности. Например, авария в районе Убыха. Лобовое – встретились две «Приоры». У людей на задних сиденьях поотрывало руки. Так распределилась кинетическая энергия лобового удара.
Алексей говорит, что спасатели, когда спешат на место происшествия, уже в пути разрабатывают план-схему своих действий. Первое – как они будут вынимать людей из искореженного автомобиля. Поэтому очень важно заранее знать, как произошло столкновение, в какой позиции находится техника, сколько людей подают признаки жизни. Все это должны сообщить очевидцы на телефон 122.
– На месте мы придерживаемся инструкций. Деблокируем двери, извлекаем раненых. Если переломы, то людей укладываем на щиты, надеваем ворот на шею, – перечисляет собеседник.
Алексей Ефремов признается, что он порой себя чувствует режиссером. Ведь в этот момент он руководит людьми, очевидцами, которые не могут проехать мимо, а желают помогать. Спасателю важно грамотно распределить обязанности между такими помощниками.
Поможет «круг жизни»
В разговор включается еще один собеседник. Руфин Расулов не просто спасатель, он имеет опыт работы на скорой помощи, владеет навыками реанимации. А сейчас еще и является одним из преподавателей обучающих курсов для новичков при спасотряде. Он уж точно знает, чем можно помочь людям, оказавшимся в экстремальной ситуации.
Руфин – очень светлый человек, он находит в предложенной мной теме для интервью позитивные моменты. И начинает с жизнеутверждающего.
– Мне кажется, что в последние годы ситуация с травматизмом на дорогах исправляется – у людей появляется больше шансов выжить при столкновениях. Основная причина в том, что современный автопром постоянно работает над тем, как усилить конструкции автомобиля и оставить больше шансов человеку, – рассказывает Расулов. – Раньше, к примеру, при значительном боковом ударе боковая стойка влетала в голову водителя, и он погибал от черепно-мозговой травмы. А сейчас в современные автомобили вмонтируют подушки безопасности даже в боковые стойки. И не только. В некоторых автомобилях, в основном премиум-класса, предусмотрено до 40 подушек безопасности в разных местах салона! А в обычном авто таких подушек может быть шесть. Безусловно, все это делается, чтобы спасти жизнь водителю.
– В старых моделях автомобилей при лобовом столкновении двигатель вбивался в салон и ломал ноги водителю. В современных автомобилях двигатель при сильном ударе уходит под корпус или вбок, – продолжает Руфин Расулов. – В салоне машины вокруг пассажира создается корпус безопасности, или, как говорят спасатели, «круг жизни». Глазами его не увидишь, но это интегрированные внутрь салона конструкции с усилением труб.
Крыша, которая раньше проминалась при переворачивании машины, теперь спасает человеческие жизни, потому что, благодаря этому «кругу жизни», не прогибается. Да и двигатели, считает Расулов, стали изготавливать из алюминия и пластика не только с целью удешевления автомобиля, но и чтобы смягчить последствия столкновения. Некоторые компании «морду» автомобиля делают полностью из пластика. Цель – защита пешехода, смягчение последствий столкновения.
ПДД не отменяются
Руфин Расулов делает одну оговорку. Все это спасает жизнь или смягчает последствия автокатастрофы при одном условии: человек соблюдает технику безопасности – пристегивается специальным ремнем, перевозит детей исключительно в детском кресле, установленном по инструкции.
Это удивительно, но таксисты продолжают перевозить пассажиров непристегнутыми, возмущается мой собеседник. А некоторые до сих пор вставляют в замок ремня безопасности заглушку, чтобы пищащее устройство, сигнализирующее о не пристегнутом ремнем пассажире, замолчало.
Самые фатальные последствия, которые пока не могут смягчить гениальные умы автопрома, в том случае, когда легковой автомобиль залетает под грузовик. В таких столкновениях смертность стопроцентная – автомобилю срезает крышу, а водителю – голову.
– Автомобиль влетает в силовой элемент грузовика. Даже если грузовик наезжает на припаркованный на обочине автомобиль, последствия, увы, такие же, – говорит мой собеседник, сожалея, что защиту от подобных автокатастроф пока придумать не могут.
– Правила безопасности поведения на дорогах написаны литрами крови, – говорит Расулов. – Нужно просто соблюдать их – и все. Все банально. Но, увы, у нас происходят подобные автокатастрофы исключительно по вине человека.
Порой лучше не трогать
Поговорила я со спасателем и о поведении очевидцев аварии до приезда скорой помощи. Как обычные люди могут помочь тем, кто находится в пострадавшем автомобиле?
– Если вы рискуете получить травмы, то не нужно делать ничего. Первое, что должны сделать очевидцы, – сообщить службе 112 о происшествии и о точном месте аварии, назвав число пострадавших, чтобы было понятно, сколько бригад скорой помощи высылать, – объясняет Расулов. – Помогать пострадавшим могут исключительно те, кто обладает навыками оказания первой медицинской помощи. Если вы не обучены, не трогайте раненых вообще, потому что им можно навредить неумелыми действиями. Не накладывайте жгут при кровотечении, это делают исключительно при артериальном кровотечении, а обычные люди не могут определить его тип. Поэтому можно просто наложить давящую повязку на рану.
Я, автор этих строк, всегда боюсь взрыва бензобака. «Что нужно сделать, чтобы не случилось этого?» – спрашиваю у спасателя.
Расулов отвечает, что, если есть запах бензина или вытекание топлива, нужно открыть капот и отключить клеммы аккумулятора. Собеседник успокаивает, что взрывы происходят крайне редко. Но сможет ли необученный человек открыть поврежденный капот? Знает ли, как отключить аккумулятор? В этом случае лучше вообще не подходить к автомобилю.
Руфин Расулов предложил всем, кто желает приобрести навыки спасения, пройти обучающие курсы при Новороссийском аварийно-спасательном отряде. Группа формируется по мере поступления заявок от желающих. Адрес: Первомайская улица, 12, тел. +7-861-726-55-66.