Откуда они все повылезали?

Не знаю, как вы, а я в сентябре-октябре заметила, что на дорогах стало тесновато.

Я, сама водитель машины,  с уважением пропускаю мотоциклистов, которые с зычным рокотом желают протиснуться в щель между твоим авто и соседним. Смиренно смотрю в спину доставщикам готовой еды, снующим на скутерах между автомобилями в ярких куртках с коробами за плечами, набитыми пиццами. Но самокатчики, ставшие вдруг равноправными участниками дорожного движения, меня бесят. И еще страшней, когда между машинами лавируют старшие школьники, которых с началом нового учебного года на дорогах стало очень много.

Ведут себя они всегда неадекватно. Вот влюбленная парочка движется в правой полосе параллельно друг другу. Ничего себе обнаглели, проносится в голове. И я ухожу в левый ряд, чтобы пропустить новых конкурентов за дорожные полосы. А вот какой-то умник лавирует между автомобилями, вставшими намертво в дорожной пробке на светофоре. Одно неловкое движение, и его чуть не сбили. Еще одна пара, подростки, «битый небитого везет». Девушка прилепилась к спине водителя самоката. Боже, куда смотрят их родители! Камень под колеса – и полетят эти дорожные хулиганы на бордюр.

Я теперь всегда смотрю в боковое зеркало, чтобы держать под контролем сторону: вдруг кто-то вынырнет и снесет мне крыло? Лучше я немного подвинусь и пущу его от греха подальше. Все это страшно раздражает и обязывает быть в постоянном напряжении.

Выскочил на «зебре» как черт из табакерки

Меня мучает вопрос: как на дорогах оказались люди, никогда не изучавшие правила дорожного движения? Как так получилось, что их приравняли к участникам дорожного движения? Ведь самокатчики теперь могут двигаться по правому краю проезжей части, если нет специальной дорожки.

Другие водители рассказывают о своих столкновениях с водителями самокатов на новороссийских дорогах с неменьшим недовольством. И за глаза их называют грубым словом, которому не место на целомудренной газетной полосе.

Ехали по Новороссийску, за рулем была моя девушка. Вдруг перед нашим автомобилем на бешеной скорости выскочил самокат. И мы его сбиваем прямо на пешеходном переходе. Причем он несся с такой скоростью, что не было возможности его заметить. Даже не спешился на «зебре», как того требуют ПДД. Перепугались, выскочили из машины. Помогли водителю подняться, у него ушибы были незначительные. Взяли с него расписку, что он претензий не имеет. Тот встал на самокат и понесся дальше, – рассказывает один знакомый.

Автомобильному сообществу Новороссийска тоже есть что сказать людям о двух колесах.

Самокаты – это наша головная боль. Очень страшно, когда ты видишь за рулем молодого человека, подростка. Влетит тебе в бок, и что ты с него возьмешь? – рассуждает председатель «Джип-клуба Маркотх» Алексей Мосендз.

В больницу — на экскурсию

Опытный водитель считает, что всех юных водителей самокатов нужно водить на экскурсию в травмпункт, а еще лучше – в травматологическое отделение первой городской больницы. Чтобы они увидели масштаб травм самокатчиков.

Я однажды попал в «травму» первой горбольницы и увидел 19-летнюю девушку, которая упала с самоката. Это было страшное зрелище. У нее вообще не осталось нижних зубов, лицо было покорежено, губы разбиты. Это ужасно! – пугает Алексей.

А совсем свежая история поражает своей реалистичностью. О ней не писали местные СМИ, мне ее рассказали мои респонденты в процессе подготовки этого материала. Пару недель назад супружеская пара вдвоем, на двух самокатах, катилась по набережной. Женщина зазевалась и врезалась головой в боковое зеркало запаркованного вдоль набережной грузовичка. Два дня эта женщина провела в коме, а затем скончалась. У нее остались трое детей.

Я лично оказывал помощь водителю самоката на новороссийской набережной, – рассказывает спасатель международного класса Михаил Омельченко. – Самокат ехал на большой скорости, на его пути возникла мамочка с коляской. Чтобы не врезаться в коляску, самокатчик резко изменил траекторию и перевернулся в воздухе. Упал он головой, был без сознания. Я его удерживал до приезда «скорой помощи». Парень два дня провел в коме.

Михаил Омельченко сейчас находится в командировке в Москве, он говорит, что в столице проблема с самокатами похлеще, чем у нас. Там пешеходам приходится уворачиваться на тротуаре от сплошного потока самокатов, готовых угодить тебе в жизненно важные органы. И чтобы всю оставшуюся жизнь не провести на диализе, приходится чаще крутить головой по сторонам. Тут уже не до любования красотами первопрестольной!

Надо штрафовать!

А меня бесит, что они норовят вильнуть перед твоим автомобилем, стараются подрезать, будто специально. Так и хочется остановиться и морду набить, – говорит фотокорреспондент газеты «Новороссийский рабочий» Анатолий Поздняков, который не раз крестился, что никого не зацепил.

Алексей Мосендз считает, что новые правила передвижения, которые весной этого года ввели для водителей средств индивидуальной мобильности (СИМ), добавили порядка на дорогах. Стало больше дисциплины. А когда введут штрафы, то порядка станет еще больше. Еще, уверен он, нужны ограничение скорости в жилой зоне, номера на самокатах, непременно шлемы для всех возрастов водителей для защиты самой важной части тела – головы.

Когда появится уважение?

Интересные мысли по этой теме прозвучали из уст новороссийского художника-абстракциониста, путешественника на велосипеде Владимира Аксенова. Он проехал всю страну на своем велике, и один раз чуть не был сбит на дороге большегрузом. Он считает, что в России нет уважения к таким участникам движения, как велосипедист или самокатчик. И, возможно, потребуется время, чтобы оно появилось.

В Китае, где я часто бываю в последнее время, очень большое количество велосипедов, – говорит Владимир. – К человеку на этом виде транспорта там огромное уважение. Для велосипедистов выделена одна полоса движения на общей дороге. Я бы сказал, что велосипедисты там хозяева на дороге. А водители автомобилей скорость свыше 40 км/ч у них не развивают.

Владимир размышлял, в чем же феномен такого отношения к велосипедисту в Поднебесной. Пришел к выводу, что дело не в велодорожках, а в культуре нации. В Китае продолжительное время велосипед был важным видом транспорта. Отсюда и другое отношение. Возможно, и мы когда-нибудь зауважаем самокатчиков. Но сначала давайте отрегулируем законами их правила поведения на дорогах и будем строго наказывать за их неисполнение.

Какие ограничения существуют для СИМ

— максимальная допустимая скорость составляет 25 км/ч;

— пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении;

— при езде по проезжей части СИМы должны следовать по ходу движения транспортных средств;

— движение СИМ по проезжей части осуществляется в один ряд, нельзя ездить вдвоем на одном самокате;

— СИМ не имеет права обгонять или объезжать другое транспортное средство слева, в том числе припаркованные автомобили;

— при выезде из жилой зоны СИМы обязаны уступать дорогу всем участникам движения;

— водитель должен спешиться на пешеходном переходе или замедлиться до скорости движения пешеходов.

И самое главное:

по правому краю проезжей части разрешается двигаться при выполнении следующих условий:

— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина или возможность ехать по ним;

— СИМ должно быть оборудовано фарой, световозвращателями, звуковым сигналом и тормозной системой.