С видом на Цемесскую бухту
Сегодня здесь трудятся 14 учителей, которые дают знания 220 ученикам дневных и вечерних классов. Такая малочисленность помогает педагогам найти свой подход к каждому школьнику.
Школа находится в окружении городских достопримечательностей. Из одних окон видна Цемесская бухта, из других – Маркотхский хребет. Рядом памятники Великой Отечественной войны – Дом культуры цементников, мемориальный комплекс «Рубеж обороны». А памятник «Расстрелянный вагон» закреплен за 16-й школой, и ученики ухаживают за ним, а в праздники несут вахту.
Каков директор, такова школа
Руководит здесь всеми процессами директор, учитель русского языка и литературы с 36–летним стажем Елена Тибержовна Григорян. Яркая, современная, эффектная, динамичная – с первого мгновения в ней чувствуется масштабность и непререкаемый авторитет. И только при более близком общении выходит на поверхность вся ее хрупкость и невероятная доброта.
– Признаюсь, я приятно удивлена. Шесхарис у большинства жителей Новороссийска ассоциируется с цемзаводом, пылью, пробками и проблемами. А у вас тут такая благодать! В чем ваш секрет?
– Секрета никакого нет. Когда я начинала в 2015 году свою работу, эта школа соответствовала всем тем стереотипам, что вы перечислили. Мы занимали первое место по преступлениям и нарушениям – школа просто гремела по этим показателям! Сегодня ситуация поменялась. Благодаря работе всего коллектива уверенно можно сказать – у нас нет плохих учеников. Наш плюс в том, что все учителя и все ученики друг друга знают. Отсюда дисциплина и ответственность ребят. И доверие к нам, учителям. Это дорогого стоит.
Помимо успехов в учебе, здесь ученики проявляют себя в молодежных движениях – Юнармии, «Движении Первых», «Орлятах России». В подвале оборудовано брендированной мебелью целое пространство для внеурочного досуга – результат призового места Всероссийского конкурса «Движения Первых».
О маршале Советского Союза и фронтовых врачах
– 75 лет – солидный возраст для учебного заведения. Уверена, что в вашем музее есть масса интересного…
– Вы правы. И хочу отметить, что наша история началась гораздо раньше. На этом месте с 1928 года стояла школа, построенная цементным заводом «Пролетарий». Знаменитый маршал Черняховский – выпускник той, первой, школы. Здесь углубленно изучали химию и биологию. Многие выпускники середины и конца 30-х годов прошлого века выбрали своей профессией медицину. С началом войны они одни из первых ушли на фронт. Кто не успел доучиться – уходили санитарами. Эти факты – наша гордость, и мы продолжаем следовать заложенным почти 100 лет назад традициям.
В 1941 году школа была разрушена до основания. Воссозданное здание открыло свои двери 1 сентября 1949 года. Оно и сегодня привлекает внимание – величественное и основательное строение в стиле «сталинский ампир», с высокими потолками, большими окнами, просторными коридорами и уютными классами.
Сохранить и передать память
В небольшой комнате музея удается разместить все вехи истории школы. В том числе и новейшей – обращаю внимание на современные фотографии молодых людей.
– Еще на здании школы установлена мемориальная доска, видели? На ней наш Андрюша Краснояров, он героически погиб на СВО. Еще свои жизни за Родину отдали Арсений Шорник и Николай Кантур. Воспоминания о каждом из них до сих пор вызывают у меня глубокое волнение и боль – ребята выполнили свой долг до конца. А красавцы какие!
Соглашаюсь. Уверена: здесь этих воинов будут помнить еще многие поколения учеников.
– В музее, когда дети смотрят на их фотографии, каждый проникается гордостью и уважением к этим людям. И понятием, что такое Родина. Для меня это очень важно – сохранить и передать память о наших ребятах. Жаль, что такие люди уходят, очень жаль.
О преемственности и призвании
Мы с Еленой Тибержовной проходим по коридорам школы, встречаем учеников. Она тут же кому-то задает вопросы, кого-то заставляет заправить рубашку – ко всем обращается по имени. Ребята не зажаты, общаются с директором свободно, но с уважением.
Подходим к кабинету биологии. Он весь уставлен комнатными цветами.
– У нашей школы химико-биологический профиль. Помимо углубленного изучения этих предметов еще проходит профориентационная работа во внеурочное время. Студенты медколледжа вместе с учениками проводят лабораторные опыты. Представляете, как интересно! Наши выпускники на базе полученных знаний поступают в медицинские учебные заведения и становятся замечательными специалистами – могу вам привести массу примеров! Это, безусловно, заслуга нашего учителя по химии и биологии, заслуженного учителя Российской Федерации Натальи Алексеевны Слюсаревой, – с гордостью за коллегу рассказывает директор.
Сама Наталья Алексеевна в это время старается убежать из кабинета, заметно стесняется. Скромный человек и неутомимый труженик сферы образования в итоге поделилась, что считает биологию гораздо более сложным предметом, чем химия.
– Там столько классификаций и понятий, химия гораздо проще! – уверена она. – К нам переводятся ученики из других школ, которые планируют стать медиками. Часто со слабыми знаниями по моим предметам. Конечно, дополнительно уделяю им время, чтобы восполнить пробелы. И ребята поступают, а потом пишут благодарственные письма – это так приятно!
В кабинет заглядывает привлекательная девушка. Это бывшая выпускница, а теперь молодой педагог Аполлинария Николаевна Прокопенко, преподает географию. А еще она завуч по воспитательной работе.
– Я не рассматривала никакие другие варианты после окончания института, хотела работать только здесь, в своей родной школе. Здесь мне привили любовь к учебе, здесь я поняла, что хочу быть педагогом. По целевому направлению поступила, отучилась и вернулась в школу как в родную семью, к любимым учителям.
На века – так на века
– Горжусь каждым нашим выпускником. Приятно, что они нас помнят, пишут, приходят, делятся с нами своими успехами, проблемами, событиями. Приятно, что городская администрация и управление образования оказывают нам по возможности содействие. Жалко только, что Шесхарис – район, который когда-то был сердцем города, постепенно пустеет. Строительство федеральной трассы повлекло за собой расселение жилых домов – это сказалось, конечно, на количестве учеников.
– Какой вы видите свою школу через 25 лет, на ее столетии?
– Современной. Наполненной детьми, педагогами, идеями, проектами – жизнью! Ведь эта школа строилась на века. Я очень надеюсь, что это здание будет служить верой и правдой еще очень долго. И история будет собираться в музее с такой же любовью, как и у предыдущих поколений выпускников. А наш девиз «Моя школа – мой успех!» будет актуален всегда.
Да, этот девиз школы чувствуется во всем. Может, благодаря такому настрою и энергии здесь все получается?
Поздравляем коллектив школы и всех педагогов города-героя с наступающим праздником — Днем Учителя! Спастбо за ваш труд, за то, что учите наших детей, вкладываете свои силы и энергию в благородное дело воспитания подрастающего поколения!