Рэп-театр из Москвы собрал вчера в зале городского театра большое число зрителей самых разных возрастов. Давали «Преступление и наказание» по Достоевскому.
Возрастная категория спектакля – 16 +. Но в театр спешили не только студенты колледжей и школьники, но и пенсионеры.
— Как же они воспримут непривычный формат постановки?
В фойе театра критики рассуждали, что такая подача классика – это очень большой риск: это или жесткий провал, или громкий успех. В общем, интрига была, вопросы – тоже.
А вот вам и ответ!
Рэп зазвучал с самых первых слов, когда зрителей попросили выключить телефоны.
— Выключите телефоны, дорогие зрители, пока вас все не возне –на — видели, — эта ритмичная речевка зарядила всех, кто сидел в зале особой энергией. И – спектакль начался.
Нет, «зарифмовали» не всего Достоевского, хотя большие массивы текста преподнесены именно в этом формате стильной скороговорки. Были и традиционные диалоги, и танцы. Но это все каким-то непонятным образом оказалось очень гармоничным.
Знаменитый монолог Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею?» тоже был подан в стиле рэп, можно сказать, на одном нерве.
Зрители и сами не заметили, как по мере развития сюжета начали вслед за актерами скандировать с мест: «Убий-ца!, У-бий-ца!» Зал реагировал очень активно: аплодировали, снимали видео, тут же пересылали друзьям, восторженные отклики слышались повсюду.
Каждый актер был по-своему хорош. Но лично меня удивила актриса, сыгравшая маму Раскольникова. Ее песня «Я мать героя», исполненная с большим чувством, некоторых растрогала до слез. А ее зажигательный танец в финале вместо традиционного классического выхода на поклон пополнил ряды поклонников рэп-театра. И, конечно же, брейк-данс, в исполнении самого «Родиона Раскольникова», стал яркой завершающей точкой спектакля, который длился всего 80 минут без антракта.
На мой взгляд, чтобы хорошо воспринимался такой формат, надо отлично знать содержание романа. Читали ли молодые люди, сидевшие в зале, «Преступление и наказание»? Хотелось бы думать, что да. А если не читали, то сегодня многие уже пойдут в библиотеку опустошать полки с классической литературой. В это вот прям очень верится.
— Я «заболел» этим спектаклем и стал таким поклонником рэпа, что самому хочется что-нибудь эдакое «замесить», — признался главный режиссер Новороссийского муниципального драматического театра Евгений Кушпель, награждая коллектив столичного театра дипломом международного фестиваля «Театральная гавань». Он пожелал рэп-театру успехов и выразил надежду, что их творчество разбудит неподдельный интерес молодежи к классической литературе.
Корреспондент «НР» поспрашивала и мнение зрителей.
— В самом начале мне просто хотелось встать и уйти, — призналась пенсионерка, в прошлом – учитель словесник Ирина, — потому что я не увидела в спектакле самого Достоевского. Но по мере развития сюжета актерам удалось все же «вытащить» классика и явить зрителю. И сейчас я говорю: Да, я в восторге от этого спектакля!
— Вы же понимали, что подача спектакля будет не стандартной. Почему все же пришли? — интересуюсь у собеседницы.
— Потому что Кушпель сказал, что ему понравилось. Он это заявил на открытии фестиваля. И я решила пойти посмотреть. Не пожалела.
Члены общества инвалидов «Оптимисты» Галина Владимировна и Ольга тоже хорошо отозвались о спектакле.
Галина Владимировна – пенсионерка – отметила, что действие захватило ее не с самого начала.
— Но потом все так закрутилось, что я уже увлеклась. И ведь главное, что это понравилось молодежи. Они, видите, все, как говорится, в теме. Это спектакль на их языке. А главное сейчас – донести до них классику хоть каким-то образом. Почему не в таком виде?
Сотрудники новороссийского театра юного зрителя «Альбатрос» Дарья Яворская и Вера Рымарь считают, что спектакль сделан очень талантливо. Здесь всего в меру.
— Мы привели на спектакль 30 подростков, которые увлечены театром. Все вышли переполненные эмоциями, впечатлениями, вдохновленными, — рассказали они.
— Это было очень круто, — поделились парни и девушки, окружившие после спектакля художественного руководителя рэп-театра Льва Киселева и актеров.
Зрителям были нужны не только автографы. Они внимательно слушали массивы текста, которые «выдавали» их творческие собеседники. Этот рэп был уже не по Достоевскому. Впечатления о нашем городе, фестивале, о жизни вообще.
— Это вы что, только сейчас сложили или домашние заготовки читаете? – поинтересовалась я у актеров- рэперов.
— Это импровизация, — удивил Лев, который, как выяснилось, — известный специалист по рэп-фристайлу. А это — целая наука, и Киселев дает мастер-классы по ней.
Собеседник рассказал, что актеры труппы, помимо рэп-театра, служат еще и в других театрах Москвы, некоторые подрабатывают аниматорами.
Что удивило в их спектакле лично меня?
- Что все актеры – люди открытые, доброжелательные, не страдающие звездной болезнью.
- Что одежда героев была одновременно и современной, и не совсем. Во всяком случае грубые на вид сапоги и ботинки могли носить и в 19 веке, и сейчас. А короткие юбки не смотрелись «инородным» включением, как и черная рэперская шапочка Родиона Раскольникова.
- Что на сцене практически не было декораций. И это не обескураживало, потому что их скудость с лихвой заменяла игра света, мощная сценическая «движуха» и стремительное развитие сюжета.
Спектакль рэп –театра «преступление и наказание», который удалось посмотреть новороссийцам, вошел в лонг-лист Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», заработал Грант мэра Москвы и 6 номинаций премии «Музыкальное сердце театра» (все это в 2022 году). В 2023 году удостоен Спецприза Сергея Безрукова в рамках Большого детского фестиваля.