Влюбилась в тихое место
Сдача в эксплуатацию очистных сооружений Абрау-Дюрсо для жителей этого поселка была настоящим праздником. Все ожидали, что, наконец, навсегда покончено со зловонным ручьем, который полвека сливал канализацию Абрау-Дюрсо в речку Озерейку. Этим летом очистные заработали на полную мощь. А жители Озереевки вдруг стали жаловаться на нестерпимую вонь, похлеще той, что источала прежняя «речка»!
Утро Любови Малышевой начинается с поездки на речку Озерейку. Она идет к месту выхода из-под земли бетонных лотков, чтобы в очередной раз убедиться, что и сегодня ничего не изменилось.
– Родилась я в Удмуртии, а в Озереевке жила в восьмидесятых годах прошлого века. Тогда это был закрытый поселок, куда пускали по прописке, а на въезде в населенный пункт стоял шлагбаум, – вспоминает Любовь Николаевна.
В девяностых она приехала в Южную Озереевку в гости к своим знакомым и заново влюбилась в это тихое место. Ей захотелось тут жить. Пять последних лет пенсионерка – местная жительница. И ей не все равно, как обстоят дела в любимом ею населенном пункте.
– Я знала об экологической проблеме Южной Озереевки, знала, что канализация Абрау-Дюрсо стекает в речку и в море. Мы периодически осматривали старую канаву, по которой осуществлялся этот сброс. Очень ждали ввода в эксплуатацию новых очистных. Мы надеялись, что проблема будет решена, – рассказывает Любовь Николаевна.
Летом пенсионерка поехала на пляж, и вдруг, как говорит она, ей ударило в нос.
– Я очень хорошо знаю этот запах переработанной органики – смесь канализации и бытовой химии. Он был настолько сильным, что я не могла находиться на берегу. Я пошла на запах и вышла к бетонному лотку. Мне было очевидно, что это и есть стоки новых очистных, – рассказывает пенсионерка.
Купаться на пляже невозможно
В прошлые выходные я сама в очередной раз поднялась от Марушкина хутора до очистных, спустилась с горы по свежей просеке, которая сделана при прокладке лотков для слива очищенных стоков. Вот место выхода якобы очищенной канализации. Из трубы вытекает мутная жидкость, похожая на кофе с молоком, она уходит в речку Озерейку. И далее по руслу река беловатого цвета, покрытая белой пленкой. Запах действительно сильный. И неприятный. Не знаю, как можно жить по соседству (рядом построена большая усадьба).
– Запах канализации стал в разы сильней, чем раньше, до ввода в эксплуатацию новых очистных, – говорит другая местная жительница, Татьяна Ярошенко. – Летом мы отдыхали на нашем пляже, воняло сильно. Да и сейчас местные уходят с центрального сельского пляжа подальше, под скалы, в Первую щель, потому то купаться здесь невозможно.
Активистка поселка, организатор чата «Чистый воздух Южной Озереевки» Анна Карпачёва говорит, что и сегодня, и вечера, и месяцем раньше вытекающая жидкость из бетонного лотка одна и та же – с сильным фекально-порошковым запахом.
– Мы недавно встречались с руководством очистных сооружений, это было 21 августа в Глебовской администрации, – рассказывает Анна Карпачёва. – Начальник очистных Илья Чайковский сказал, что это нормальная очистка, так и должно быть. Запах возможен. Но мы, местные жители, не хотим, чтобы так было! Нам нужно чистое море. Я, например, больше не купаюсь в Южной Озереевке. И другие жители едут на пляжи в другие места.
На том координационном совете в администрации Глебовского сельского поселения выступили и представители МУП «Водоканал г. Новороссийска». Они подтвердили, что станция работает, но недостатки есть. Например, нет дополнительной линии питания, бывают отключения электроэнергии, которые негативно сказываются на работе очистных сооружений, также присутствуют сложные моменты по отработке технологии очистки.
Такой водой можно поливать огород
– По нормативу, после очистки на подобных сооружениях должна вытекать техническая вода – без цвета, запаха и пены. И никаких активных веществ. Такой водой можно поливать растения, нельзя разве что пить или мыться в ней, – говорит биолог и эколог Вениамин Голубитченко. – Если в Озереевке вонючая вода, значит, очистные не очищают канализацию должным образом. Что это может означать для экосистемы моря, куда попадают эти стоки? Они ухудшают газообмен, отрицательно влияют на всю живность, которая находится на поверхности воды – на медуз, планктон и рыб. Это повреждает их слизистые, икру, для большинства видов живности это крайне опасно! Узнать, какого качества вода вытекает с очистных, просто: нужно сделать анализ воды и сравнить, соответствует ли она, очищенная, нормативу, заложенному в проектной документации?
Проверка началась
Исполняющий обязанности Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Андрей Могилкин сообщил «НР» о том, что прокуратура начала проверку, представители лаборатории Росприроднадзора, Роспотребнадзора и Министерства природных ресурсов края совместно с представителем прокуратуры выезжали на место выхода канализации в селе Южной Озереевке и взяли пробы на анализ.
Пресс-служба МУП «Водоканал» подтвердила, что 12 августа на очистных сооружениях был совместный выезд со специалистами Южного межрегионального управления Росприроднадзор, Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства, министерства природных ресурсов Краснодарского края. Взяты пробы воды на химические и микробиологические показатели очищенных сточных вод.
О результатах и прокуратура, и специалисты водоканала пообещали сообщить позже.
Кстати, Илья Чайковский по завершении проверки пригласил местных жителей на экскурсию на очистные. Журналист «Новороссийского рабочего» обязательно присоединится.
Как было в начале
Три года назад корреспондент «НР» была на репортаже на горе, тогда очистные только строились. Привожу кусочек моего репортажа. Возможно, местным жителям будет интересно, что тогда говорили строители.
«И вот я нахожусь на горе Круглой. Сейчас здесь развернулось глобальное строительство – работает техника, льется бетон, уже забетонированы огромные колодцы, несколько гигантских емкостей ожидают своего часа.
Начальник участка компании «Эколос-Проектстрой» Ильнур Хабибуллин стал сегодня моим экскурсоводом, он показывает, как движется строительство. Прямо сейчас мы стоим над гигантским бетонным колодцем. Оказывается, это готовится фундамент под установку емкостей объемом 5 тысяч кубов из стеклопластика, в которые будет попадать канализация из Абрау-Дюрсо и Больших Хуторов.
– Эти резервуары мы изготавливаем из современного и долговечного материала стеклопластика, у нас в Самаре свой завод, – говорит Ильнур Губайдуллович, показывая на гигантские синие бочки. – В них канализационные стоки будут отстаиваться, а затем проходить многоступенчатую очистку, вплоть до обработки ультрафиолетом. Таким образом, вода будет выходить уже чистая. Общая мощность очистных сооружений – три тысячи кубов в сутки.
Интересуюсь, куда пойдет эта очищенная вода? Оказывается, как и сейчас, в русло речки Озерейки, а затем в Черное море. Но после многоступенчатой очистки стоки не будут такими токсичными, как сейчас. Прямо на наших глазах строители изготавливают буронабивные сваи, чтобы на них установить комплекс биологической очистки».