Что построят
Оба этих транспортных узла являются местами с наибольшей интенсивностью автомобильных потоков и достаточно активным пешеходным трафиком. Развязка в районе Анапского шоссе – ул. Горького и Видова ведет в одно из самых притягательных туристических мест, поселок Абрау-Дюрсо. Завершение этих проектов предполагает значительные блага для жителей и гостей города: удобство, снижение пробок, грамотную организацию дорожного движения, безопасность пешеходов, водителей, пассажиров общественного транспорта.
Кто назначил «час Х»
Туристов и жителей Новороссийска возмущает: почему ремонт делают именно летом, в разгар сезона, когда количество машин на дорогах Юга вырастает чуть ли не вдвое?!
Работы по обустройству ливневых коллекторов, переносу сетей лучше делать в сухую погоду, уверяют специалисты, а не в сезон дождей, когда грунт размывает ливнями. Как дорожникам возиться в бесформенной каше? Да и водители будут месить грязь, временные участки для проезда гораздо удобнее миновать в сухую погоду. Даже небольшие дожди, прошедшие недавно, это доказали, отметил заместитель главы города Александр Яменсков.
– Краевые субсидии на реализацию проектов доводятся весной, во время распределения средств краевого бюджета, – объясняет Александр Иванович. – После этого стартуют такие процедуры, как подготовка размещения контракта на торгах, чтобы определить подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ. Этот процесс не быстрый и длится, как правило, 2-3 месяца, в зависимости от стоимости строительно-монтажных работ.
Таким образом, по факту срок начала работ выпадает на конец весны-начало лета. Это объективно. К слову, работы на лукойловской развязке стартовали в начале апреля, и это говорит о том, что все бумажные процедуры удалось выполнить четко и без промедлений.
Что получим
По завершении работ в районе АЗС «Лукойл» будет расширено Анапское шоссе, создан классический перекресток и установлены светофоры. Их устройство запланировано на пересечениях ул. Ленина – ул. Видова и ул. Видова – ул. Горького.
Для ликвидации пробок автомобильные потоки с улицы Видова напрямую выпустят на улицу Ленина, и наоборот.
На Анапском шоссе появится четыре полосы для движения. Две из них – накопительные, чтобы повернуть в сторону улиц Горького и Видова, две – прямо на выезд из города. Регулировать движение будут два светофора, работа которых будет настраиваться по принципу «зеленой волны».
Расширится и дорога в районе Западного рынка. Появятся новые остановочные комплексы. Дорога расширится и на ул. Горького в границах одного квартала – от «Лукойла» до улицы Спортивной. Будет пять полос, одна из которых обеспечит бесперебойное движение на улице Видова. Также будет организован удобный разворот с улицы Горького на улицу Ленина в сторону «Ленты».
Работы, как и заявлялось ранее, будут выполнены до конца этого года. Пока подрядчики укладываются в сроки.
Почему так долго
Благоприятные прогнозы – это замечательно. Но новороссийцы уже очень устали от того, что на работу из той же Борисовки, Цемдолины, Васильевки приходится добираться порою по два часа, обратный путь тоже нелегкий. Не говоря о том, если нужно выехать за город. Схемы движения часто меняются. Плюс неудобные узкие «тоннели», временная разметка, проблемы заезда на заправку «Лукойла»… Можно побыстрее?
Ответ корреспонденту «НР» дали в Управлении по развитию и реконструкции автомобильных дорог (МКУ «УРРАД»).
– Уже в процессе работ на развязке в районе АЗС «Лукойл» обнаружены неучтенные коммуникации, которые не были отражены в проекте, в связи с чем приходится по ходу работ вносить изменения в проектную документацию, – сообщил главный специалист Управления Денис Одеров. – Обнаружить неучтенные сети до начала земляных работ было невозможно.
– Подобные коммуникации-«невидимки» почти всегда всплывают на поверхность, нельзя ли было это учесть заранее?
– Экспертиза так не работает! Нельзя учесть неучтенное и заложить это виртуальное «нечто» в проект. Экспертиза работает только с тем, что выявлено по факту.
По мнению специалистов, участок трассы в районе АЗС «Лукойл» загружен, по сути, в любое время года. Поэтому даже на небольшой период перекрывать участок, чтобы перенести коммуникации, пересекающие дорогу, не представляется возможным. Вот почему решено было делать ремонт, что называется, без отрыва от производства.
Да, это неудобно и усложняет процесс реконструкции. Причем неудобно не только водителям. Самим дорожным рабочим тоже непросто ударно трудиться в таких условиях. Более того, температурные рекорды этого лета поражают даже старожилов. А у дорожников кондиционеров и вентиляторов нет.
Специалисты МКУ «УРРАД» уверяют, что на время глобальной реконструкции нарушений соответствующих нормативов и требований производства дорожных работ нет. Подрядчики и проектировщики регулярно отрабатывают схемы организации дорожного движения, чтобы у дорожников была возможность выполнять работы, а у водителей – возможность беспрепятственного проезда.
Когда закончат «южное кольцо»
Проектом развязки в Южном районе предусмотрено продление пр. Дзержинского в 6-полосном исполнении до ул. Мурата Ахеджака, строительство кольцевого пересечения пр. Дзержинского/ул. Мурата Ахеджака, расширение ул. Котанова до четырех полос в районе СК «Патриот», новые остановочные комплексы, переустройство системы ливнеотведения, инженерных коммуникаций, линии искусственного наружного освещения, обустройство тротуарных дорожек.
Сейчас подрядчиками – на этом объекте тоже работает ООО «Красноармейское ДРСУ» – выполнен демонтаж существующей дорожной одежды, разрабатывается земляное полотно под устройство нового покрытия, ведутся работы по переустройству инженерных коммуникаций.
Реконструкция позволит обеспечить безопасность дорожного движения как для автомобилистов, так и пешеходов, а также обеспечить подходы к социально значимым объектам.
Во время ремонта на этом объекте повторилась та же история, что и на «Лукойле». Выявили неучтенные коммуникации, также есть сети, которые перекладывали уже после выполнения проектирования, в результате они поменяли свои планово-высотные положения. По ходу реконструкции вносятся изменения в проектную документацию, что тоже отодвигает сроки окончания строительно-монтажных работ. Реконструкция будет завершена в мае 2025 года. Здесь дорожники тоже идут в графике.
Всегда ли в сезон?
Александр Яменсков подчеркнул, что дорожные работы в Новороссийске не всегда ведутся летом.
Вот уже пять лет подряд город-герой первым на Кубани завершает работы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Каждый раз подрядчики успевают уложиться раньше срока, до 1 июня.
Справедливости ради, отметим, что на объектах нацпроекта нет столь масштабных земляных работ по переносу коммуникаций. Но бывали трассы, где предварительно трудились коммунальщики. Например, АТЭК обновлял свои сети на ул. Гончарова, ул. Революции 1905 года. Это делалось для того, чтобы потом из-за аварий не подрывать свежий асфальт.
В 2024 году по нацпроекту было отремонтировано семь дорог общей протяженностью более четырех километров: ул. Московская, ул. Волочаевская, ул. Рязанская, ул. Цедрика, ул. Пархоменко, ул. Толи Масалова и часть ул. Красной в станице Раевской.
Андрей Кравченко, глава города:
За весь период реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Новороссийске достигнуты хорошие показатели: увеличена доля протяженности дорожной сети городской агломерации Новороссийск, соответствующей нормативным требованиям, с 57 процентов до 88,2 процента. С 2019-2024 годы отремонтирован 171 объект, общей протяженностью 134,85 километра.
Сокращено количество мест концентрации ДТП. Если в 2019 году насчитывалось 8 таких опасных для участников движения участков, то в 2022-м не было уже ни одного очага ДТП.
А как у других?
Лето – лучшая пора не только для отдыха, но и для интенсивных дорожных работ. Об этом говорится на сайтах многих компаний, профессионально занимающихся реконструкцией, ремонтом и строительством дорог:
«Многие службы ставят наиболее трудный, капитальный ремонт асфальтного покрытия именно на летний сезон. Также очень удобно проводить и ремонтные работы средней сложности».
«Любые дороги, конечно же, лучше строить в теплое время года: грязи – меньше, поверхность дороги – суше, а световой день – длиннее (а значит, и работать можно дольше)».
Вспомним крупные проекты в Краснодарском крае: ремонт Яблоновского моста, развязки на подъезде к городу-курорту Геленджик, и многие другие велись и в теплые месяцы тоже. Например, работы в Геленджике на время курортного сезона не откладывали.
Таких же хороших результатов и мы ждем от реконструкции двух городских развязок, основной пик работ на которых пришелся на это лето.