Четвероногая сотрудница прошлась под аплодисменты своих товарищей на утреннем гарнизонном построении. Трогательный ролик, размещенный пресс-службой УМВД РФ по г. Новороссийску, многих пользователей соцсетей растрогал до слез.
А сегодня Калина и ее наставница – старший инспектор-кинолог управления, капитан полиции Наталья Береза в гостях у «Новороссийского рабочего». Калинка приветствует журналистов бодрым лаем. Мы же делаем вывод, что за несколько пенсионных дней она уже хорошо отдохнула.
– Калину и других собак, которые находятся на службе, сотрудники действительно считают своими равноправными коллегами. Четвероногие помощники служат преданно, с полной отдачей. И коллеги часто интересуются, чем их можно угостить, поощрить. Это приятно, – делится подробностями Наталья Александровна. – Если вдруг кто-то нечаянно замахнется, а такое бывало, сотрудники сразу заступаются, подчеркивая, что собака – их полноправный товарищ по службе.
– Наталья Александровна, какие у Калины достижения в работе?
– Поскольку я сама специалист по поиску и обнаружению взрывчатых веществ, опасных устройств и предметов, а также оружия и боеприпасов, то и мои четвероногие помощники тоже обучены искать эти вещи. Калина не раз отличалась на поисковых работах, обнаруживала боеприпасы времен Великой Отечественной войны. Если помните, большой склад несколько лет назад был найден в районе автозаправки на Анапском шоссе, напротив десантной дивизии? Мы приехали на вызов, потому что строители обнаружили несколько снарядов. Я нашла большой склад, смотрю, Калина ушла в другую сторону, где тоже отыскала немало артиллерийских снарядов с гильзами. Об этом говорила ее сигнальная поза: как правило, обнаружив что-либо, Калина садится возле этого места или укладывается.
Еще на служебном счету Калины обнаружение останков трех бойцов-красноармейцев на углу улиц Дзержинского и Черняховского. Там шла стройка, была разрыта земля, мы выезжали осмотреть
боеприпасы времен войны. Именно благодаря бдительности Калины останки бойцов извлекли из земли и торжественно перезахоронили на кладбище Кабахаха.
Выезды бывали часто. У нас любой подозрительный предмет подлежит идентификации. Сумка, пакет, коробка. Пока не проверим, не убедимся, что опасности нет, не успокоимся.
– А бывает, что служебные собаки устают так, что им не до работы и они готовы, что называется, сложить лапы?
– Случается. В таком случае собаку надо взбодрить. У меня всегда с собой специальные «закладки», на которые она обязательно среагирует. Я прошу кого-либо из коллег подбросить их в определенное место. Калина, естественно, находит, получает свою порцию похвал, вкусное угощение. И она снова чувствует свою значимость, полна энергии и энтузиазма.
– У Калины весь ошейник в медалях. За что она получила свои награды?
– В том числе и за поисковые работы. А еще – за прыжки с парашютом. Это известная история, когда я прыгала вместе с собаками. Их обучали на случай, если нужно будет попасть в местность, куда иначе как на вертолете не добраться. Изучали, каким образом можно десантировать собак.
– И как Калина себя чувствовала?
– Она прекрасно перенесла и полет, и прыжок. Больше всего я нервничала, но почему-то у меня никто не спросил, как я себя чувствую, – собеседница смеется. – Времени на подготовку к прыжкам было мало, буквально две недели. За это время я сшила шапку для собаки, такую, чтобы можно было закрыть глазки, потом открыть, очень за нее переживала.
– Почему вашу помощницу назвали Калина?
– Это имя она получила от заводчика. Служу я с 2000 года, и трех своих четвероногих помощников взяла из клуба «Кинополь», у Татьяны Юрьевны Григорьевой. Да и моя самая первая домашняя собака, эрдельтерьер, которую мне папа подарил, когда я училась в седьмом классе, тоже прошла там курс занятий.
– Наталья Александровна, а сколько сейчас лет Калине?
– Восемь с половиной. Из них почти год, будучи щенком, она жила со мной и получала полезные навыки, потом успешно сдала экзамены и поступила на службу. И семь лет она трудилась.
– Что положено служебной собаке от государства? Пенсия?
– Нет, пенсия не предусмотрена. А во время службы она зарабатывает на корм.
– Как мы слышали, Калина на пенсии будет жить у вас. Правильно?
– Да. Я всех своих собак забираю домой. Они живут в квартире, не шумят, не шкодят, мебель и тапки не грызут. В машине для собак у меня тоже все предусмотрено. На заднем сиденье установлены два вентилятора, чтобы не страдали от жары. Всегда вожу с собой воду, корм и вкусности для поощрения.
– Сколько у вас сейчас собак?
– Две, Калина и Бонни, которая сменила ее на вакантном месте. Собаки очень умные, им, порой, и команды подавать не надо. У Калины достаточно спросить: «Куда это ты пошла?» – все понимает.
По характеру собаки отличаются. Калина, например, очень эмоциональная. В плане охраны всегда все контролирует, если вдруг кто-то встанет у меня за спиной – она тут же на страже. Самое главное для нее, чтобы человек в этом случае держал руки по швам, а не в карманах или за спиной. Другого положения рук она не допустит.
– Собаки, которые ищут взрывчатку, могут обнаружить наркотики?
– Могут, и у Калины такие случаи были. Она чует незнакомый запах, при этом демонстрирует недоумение: типа, а что это? И что с этим делать?
– У Калины уже появились пенсионерские привычки?
– Не так давно она распробовала овощи и фрукты. Раньше они ей были неинтересны. А вот ее предшественница – Наргиз – живые витамины очень жаловала. И, видимо, ощущая свой возраст и потребность в нужных микроэлементах, Калинка моя начала есть огурцы, сладкие яблоки, помидорку тоже может зажевать.
Калина не сидит целыми днями дома. Мы много гуляем, ходим в горы, на море. Она должна понимать, что я ее не бросила, не отвернулась от нее и не отказываюсь. А по-прежнему люблю и ценю.
И еще была очень рада, когда люди, прочитав пост о ее торжественных проводах на пенсию, говорили Калине спасибо за службу и желали хорошего заслуженного отдыха.
Корреспондент «НР» от имени редакционного коллектива также желает Калине почувствовать все прелести заслуженного отдыха.
А Наталье Березе – много сил, чтобы продолжать делать любимое дело.