При действующей системе лицензирования трудоустройства моряков за рубежом, даже при серьезном контроле за этим видом деятельности, они вновь и вновь сталкиваются с циничными случаями обмана: крюинги отправляют их на работу на суда, умалчивая о том, что то или иное судно имеет серьезные проблемы.
С подобной ситуацией столкнулись члены экипажа ELBRUS 9206671, оказавшиеся на судне, которое уже больше года находится под арестом. Моряки, большая часть которых являются членами Российского профсоюза моряков, обратились в РПСМ за помощью. На имя председателя Черноморско-Азовской территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЧАТО РПСМ) пришло письмо, где люди описали ситуацию, заложниками которой оказались:
«06.11.2023 мы прибыли на катере в порт AL Shuqaiq. О том, что судно находится под арестом, мы узнали уже на борту. Как и о том, что экипаж сокращен (нет 4 механика и моториста). Стоим на рейде в портовой зоне, так как судно находится в аресте с 22.06.2023. У одного из мотористов закончился срок действия медицинской комиссии и УЛМ.
По имеющейся информации, смена возможна, но судовладелец отказывается проводить смену, мотивируя высокой стоимостью. После окончания основного контракта в течение месяца компания обещала провести смену экипажа, потом сослалась на преодоление миграционных формальностей с помощью консульства Грузии. Для предполагаемой смены попросили переподписать контракты длительностью 1+/-1 месяц с окончания основного контракта.
По результатам работы консульства Грузии оказалось, что смена возможна, но, как писали выше, судовладелец отказывается проводить смену, мотивируя ее высокой стоимостью.
На данный момент мы находимся на судне без контрактов и надежды вернуться домой. У некоторых членов экипажа срок пребывания на судне превысил 13 месяцев. Компания насильно, против нашей воли и согласия, удерживает нас на судне. Мы неоднократно писали в компанию с требованием предоставить нам репатриацию, но компания игнорирует нас. Просим Вас помочь нам и оказать содействие в нашей репатриации».
Черноморско-Азовское отделение РПСМ использует все свои ресурсы, чтобы разрешить конфликт в пользу наших моряков, но сталкивается с серьезными препятствиями. Реальный судовладелец находится в ОАЭ, общается только по спутниковой связи, на прямой контакт с моряками не выходит. В сообщении представителя компании указывается, что во всем виноваты портовые власти, которые не дают разрешение на смену экипажа. Со ссылкой на условия контракта они отмечают, что судовладельцы обязаны произвести смену экипажа, только если это возможно физически и юридически. Но тратиться на репатриацию моряков хозяин судна, видимо, не хочет, так как за катер, на котором могут довести фактически плененных людей до пункта отправления, запрашивают сумму в 120 000 долларов. Поэтому судовладелец просит моряков оставаться на танкере до того момента, как прояснится ситуация с арестом судна.
Как нам стало известно, с едой и водой у наших проблем нет. Но психологическое состояние – на грани срыва. Часть экипажа готова не выходить на рабочие места, что может привести к аварийной ситуации на судне вблизи нефтяного порта. Возмущает то, что за навал на причаларестовано судно, не имеющее к этому инциденту никакого отношения. И почему по этому надуманному предлогу должны страдать невиновные люди? Чтобы помочь экипажу, РПСМ известил консула, сейчас готовим иск к крюингу, ведущему нечестную игру. Но время идет, ответа от консула пока нет, а люди вынуждены находиться на судне».
Моряки предложили перенести смену экипажа в соседний порт, однако он находится в 50 милях от того места, где в данный момент стоит судно. По мнению компании, это экономически невыгодно, и вообще, согласно контракту, смена возможна только в том порту, куда судно зашло для завершения рейса. То есть получается, судовладельцы вообще не обязаны производить смену в каком-либо ином порту. Абсурд! Тот факт, что контракты моряков закончились и они находятся на судне нелегально, а еще некоторые из них серьезно больны, не является приоритетным обстоятельством для компании. Главный аргумент — дорого и нецелесообразно.
Пока ведутся судебные разбирательства, крюинг «Аквамарин» на запросы ЧАТО РПСМ не реагирует. По ходу дела выяснилась серьезная проблема: на судне отсутствует коллективный договор, контракты не обеспечены страховым международным покрытием.
К сожалению, обращение ЧАТО РПСМ в администрацию государства флага осталось без ответа. Что неудивительно, учитывая, что Камерун находится в черных списках меморандумов, Конвенция о труде в морском судоходстве здесь не ратифицирована, и флаг вообще не несет никакой ответственности за обеспечение соблюдения прав моряков.
Российский профсоюз моряков проводит работу, что называется, по всем направлениям: через обращения в консульство, в Прокуратуру РФ. Профсоюз настаивает: морские власти любой страны должны соблюдать право членов экипажей на увольнение, так как максимальный срок нахождения на борту, разрешенный Конвенцией о труде в морском судоходстве, в течение которого моряк может работать на судне непрерывно, составляет 11 месяцев. У некоторых членов экипажа уже есть его превышение.
Верим, что усилия профсоюза моряков дадут положительный результат, и все члены задержанного на борту экипажа, а среди них четверо новороссийцев, смогут, наконец, вернуться к своим родным и близким.
Алексей БЕЛЯКОВ,
председатель Черноморско-Азовского
территориального отделения Российского
профсоюза моряков.