В редакцию «Новороссийского рабочего» обратились жители нескольких СНТ, находящихся в районе Убыха, с просьбой помочь.
Муки выбора
В СНТ на Убыхе люди живут семьями. А где семья, там и дети. А детям надо ходить в школу.
Ближе всего – школа в Раевской. Большая, красивая. Но! Учитывая, как расширилась Раевская за последние годы, и сколько новых семей там поселилось, всех желающих взять школа просто не в состоянии – не резиновая же! Так что многие дети вынуждены ездить в город. И далеко не каждая семья в состоянии отвезти-привезти ребенка в учебное заведение на личном авто. Но добираться в школу как-то надо. А как?
Есть два варианта. Можно идти вдоль дороги. Это, конечно, красиво сказано. На самом же деле это просто широкая протоптанная полоса, вся в ямах и ухабах, после дождя вообще труднопроходимая. До развилки на трассу, где остановка общественного транспорта и где кого-то может подобрать школьный автобус, – 3,5 километра. (Кстати, одно время шла речь о запуске прямо к СНТ школьного автобуса, но этого сделать, оказалось, нельзя – нет дороги, которая соответствует всем нормативам для транспорта, перевозящего детей).
Есть путь покороче, примерно на километр, но лесными тропками, продираясь сквозь ветки держидерева, перепрыгивая через ручьи. Немного квеста, но зато дорога выходит сразу на остановку «Танкодром». Кстати, именно этой дорогой в основном и пользуются старожилы-дачники.
А счастье было так близко…
Сейчас уже не так важно, сколько чиновничьих порогов было оббито активисткой Валентиной Господаревой, сколько получено отказов, отписок, сколько времени заняло хождение по инстанциям с просьбой сделать дорогу на территории нескольких СНТ на Убыхе, сколько времени, сил и нервов ушло на пробивание этой, нужной людям, инфраструктуры. Дачникам ставили условия: поставьте столбы освещения вдоль дороги. Поставили. И чтобы были автобусные остановки! Есть остановки.
Капля камень точит. Наконец, в 2019 году, прежним главой Новороссийска Игорем Дяченко было подписано постановление по планировке и межеванию автомобильной дороги и начале ее строительства от развилки на Убыхе, проходящий через СНТ «Строитель», до СНТ «Холодок».
И работы начались. Было забетонировано чуть больше 1,5 км. И была радость от того, как же все здорово складывается. И благодарность администрации города в «Новороссийском рабочем» от жителей СНТ.
Когда уже половина дороги была проведена, бетонирование прекратилось. То ли бетон закончился, то ли деньги. Дорожников ждали, но они не появились ни через день, ни через год, вообще никогда.
И опять срок перенесли
Председатель двух СНТ – «Строитель» и «Холодок», Юрий Чебанчук дважды был героем наших публикаций. В интервью с ним наш корреспондент Елена Калашникова спросила его о самой заветной мечте. «Дорогу достроить», — ответил он тогда. К сожалению, Юрий Федорович не дожил до этого, он умер в начале января этого года, мечта его так и не была исполнена.
Но дело было продолжено. Новый председатель СНТ «Строитель» Татьяна Катыхина, Валентина Господарева, активисты продолжают добиваться обещанного. Обращаются в администрацию, пишут в администрацию Президента РФ. Оттуда велят разобраться Краснодарской краевой администрации. И далее, как по лестнице, ведущей вниз. Из Краснодара – в администрацию Новороссийска.
Этих документов уже немало. И в каждом сроки возможной реализации проекта отодвигаются. В 2019-м отодвинули на 2020-й. Наступил 2020-й – на 2022-й. В 2022-м – на 2024-й. В очередной раз перенесли рассмотрение проекта на 2026!
Между небом и землей
Но решать все же что-то надо. И замглавы города Александр Яменсков попросил встретиться с неугомонными активистами заместителя главы Раевского сельского округа Викторию Атякшеву.
Встреча проходила в правлении СНТ «Строитель». Вопросов к ней у активистов и председателя было много. Например, о том, что все документы на уже отстроенную дорогу были переданы муниципалитету, на кадастр объект поставлен, но собственник так и не был определен. Почему? Как собрать деньги на продолжение строительства? Дорога как висела, так и будет висеть между небом и землей?
Вопросы тяжелые… Виктория Атякшева все вопросы записала, документы посмотрела, обещала помочь разобраться. Ну что ж, сказали люди, подождем. А пока будем продолжать писать письма Президенту.
Чиновник на растерзание?
А пока дети продолжают ходить в школу пешком, наматывая по 7 км ежедневно. Половину пути по темноте, вдоль леса, шарахаясь от машин. А матери в это время тревожно смотрят на часы…