Раскопала историю своего рода
Двенадцать лет Виктория собирает материалы для своей будущей книги об истории любимой станицы. Увлечение краеведением у неё началось с изучения истории своего рода. Пра-пра-пра-прадед Виктории Мокий Махно и пра-пра-прадед Фотий Моргун – одни из первых переселенцев, основатели станицы Раевской в 1862 году. Рассказы о своих предках Виктория услышала из уст бабушки Елены Тимофеевны Стогниенко, у которой ей приходилось часто бывать, пока ей не дали место в станичном детском саду. Бабушка же часто вспоминала то, что услышала из уст уже своей бабушки, 1874 года рождения, Татьяны Махно (в замужестве – Вечеря).
А ещё Елена Тимофеевна была отличной хозяйкой, у которой было чему поучиться.
– Бабушка рано овдовела, мне тогда не было и года, забота о большом хозяйстве легла на её хрупкие плечи. Она держала четыре коровы, десяток кроликов, 30 кур, а ещё у неё было 38 соток огорода, да потом она прикупила вдобавок двадцать соток. Обрабатывала огород сама, без наёмной силы. Не знаю, как всё успевала. Да только у бабушки всё было: в подвале – квас, кадка с мочёными яблоками, бочка с солёными арбузами, закатанные банки с кровяной колбасой, смальцем, банки с вареньем, закрытые пергаментной бумагой и скреплённые металлической скобой. В кладовой висело сало, аккуратно накрытое чистой марлечкой. Всё это было ужасно вкусно! – вспоминает Виктория приятные моменты своего детства.
Елена Тимофеевна много рассказывала внучке о своём нелёгком детстве, особенно в послевоенное время. В 1943 году бабушка вернулась из концлагеря и сразу же вышла на работу на виноградники станицы Раевской. Она должна была кормить свою бабушку с двумя внуками (мать Елены Тимофеевны умерла от тифа в 1934 году).
– Моя бабушка часто вспоминала, как было голодно. Чтобы утолить голод, она могла съесть на завтрак всего лишь жменю алычи-дички. Первым делом она должна была позаботиться о корове, ведь та была главной кормилицей семьи. Затем бабушка растапливала уличную печку, намалывала зерна и готовила для своих сводных братьев, которые были на попечении бабушки. Ну и, конечно, вечерняя дойка тоже была на ней. Часто бабушка ходила пешком из Раевской на Большой Утриш по лесной тропе, чтобы там обменять молоко на хамсу. А до Утриша ходу – два с половиной–четыре часа.
Виктория даже не представляет, как можно было управиться со всем хозяйством, да ещё и отработать смену на виноградниках. Елена Тимофеевна, между прочим, в возрасте 19 лет была награждена за доблестный труд орденом Ленина.
Ведёт хозяйство по науке
Виктория Кармалюк добрым словом вспоминает любимую бабулю каждый день. Ведь она тоже живёт на земле в родной станице и ведёт своё хозяйство.
– У бабушки ничего не уходило в мусор, производство было безотходным! Растительные остатки шли на корм коровам. Початки от кукурузы – на растопку печи. Зола – на удобрение огорода, – рассказывает Виктория. – Вот я сейчас всю органику перерабатываю. Мелкие ветки высыхают в огороде, потом я их сжигаю, золой удобряю огород. У меня на участке две компостные ямы с крышками, где перегнивают органические остатки. Там разводятся черви, перегной с этой живностью потом вношу в почву.
Как и любимая бабушка, Виктория с супругом держали кроликов. И освежевать кролика, снять шкуру для станичницы не составляет труда.
Особая любовь Виктории – это её сад. На её шести сотках полный набор садовода – яблони, груши, сортовой кизил, персики, нектарины. Она говорит, что работа в саду успокаивает, расслабляет и вдохновляет.
Ас в обрезке и прививке
Обрезку и прививку молодая женщина освоила с детства.
– Обрабатывать сад я научилась на маминой работе. Она трудилась в яблоневом саду на окраине станицы Раевской. Как сейчас помню яблоки Симиренко – крупные, зелёные, кисло-сладкие всю зиму. Я смотрела, как работает мама Ира, и запомнила схему обрезки деревьев, – рассказывает Виктория.
Женщина посвящает меня в то, как она обрезает фруктовые посадки.
– Я исповедую принцип «чем больше обрежешь, тем меньше вырастет плодов, но они будут крупнее». Обрезать начинаю после морозов, перед началом сокодвижения.
Ягодные кустарники Виктория тоже обрезает по особому принципу – убирает старые и сухие ветки, прореживает молодые, которые выходят по весне частоколом.
Выращенное будет на столе
Виктория Кармалюк считает, что человек, живущий на земле, обязан делать запасы на зиму, перерабатывать то, что сам вырастил. Хотя с этим убеждением согласны не все современные хозяйки. Станичница делает упор на переработку фруктов из своего сада – варит компоты и варенье, делает джемы. Только яблочного джема в прошлом году, когда был невероятный урожай этих плодов, она накрутила 45 литров. Варенье многодетная мама использует в выпечке, которой балует свою большую семью.
– Я каждый год делаю варенье по рецепту моей бабушки – из терновки, – рассказывает хозяйка сада. – Бабушка в четыре-пять приёмов доводила плоды до кипячения, пока не уходила лишняя влага. Варенье тогда получалось густым, таким, что стояла ложка. Сахара много не нужно – одну треть от объёма ягод. Вообще, сахар убивает вкус. И потом из этого варенья можно сделать соус для мяса.
Из своего варенья Виктория печёт пирожки, опять же, по бабушкиному рецепту. Начинка делается из сушёных яблок, терновки вперемешку с измельчёнными грецкими орехами.
Спасти уникальный лес
Как истинный патриот и коренной житель станицы, Виктория переживает за свою малую родину. Особенно её волнует застройка некогда сельхозземель станицы коттеджами. Виктория знает, где находилась усадьба её четырежды прадеда Мокия Махно, одного из основателей Раевской. Это место коренные станичники называют хутором Махно. Виктория была девчонкой, когда её отец водил через этот хутор. Сейчас на его месте прекрасный лес.
– Всякий раз, когда я прохожу мимо этого места, у меня сильно бьётся сердце, я испытываю чувство единения со своими предками, – признаётся Виктория. – Сейчас на месте усадьбы прадеда лес. А в августе 2023 года эта земля на юго-западе станицы вошла в новый заказник «Хребет Семисам», который будет присоединён к заповеднику «Утриш», и вход туда будет исключительно по пропускам. А ещё я выступила с инициативой создать в Раевской особо охраняемую природную территорию «Долина реки Цевкай». Если бы это получилось, то это было бы лучшее, что я могла бы сделать для своей станицы – спасти уникальный пойменный лес с множеством краснокнижных растений от вырубки и застройки коттеджами.