Запретили бегать — пошёл на Эльбрус
— Только не пишите, что я бегаю для удовольствия. Для меня бег – это образ жизни. Без него я не могу нормально существовать! Если я не бегаю, чувствую себя не в своей тарелке, — начал нашу беседу Владимир Дмитриевич.
Свой путь в мир бега новороссиец начал в далёком 1968 году.
— Была зима, как сейчас помню, декабрь. Я проснулся ранним утром, оделся и… побежал. Рано утром транспорта на дорогах Новороссийска не было вообще. Я добежал до Цемдолины и повернул обратно, — вспоминает пенсионер.
Как сейчас поясняет Владимир Степанов, таким образом, после трёх лет, проведённых в рядах Советской Армии, в ракетных войсках в Мурманской области, он хотел вступить во взрослую жизнь:
— Не в ту жизнь с пьянками и гулянками, какой тогда жило большинство молодых людей. Меня привлекал именно здоровый образ жизни.
В этом году пенсионер отметил 55 лет своего увлечения бегом. Свой первый марафон новороссиец пробежал в возрасте 54 лет в 2000 году.
— Захотелось как-то необычно завершить последний год двадцатого века. Друг предложил бежать марафон в Москве. От Новороссийска тогда в столицу поехало пятеро спортсменов. В поезде мне в голову лезли всякие мысли: «Куда меня чёрт несёт? А смогу ли я вообще пробежать?» И я из нашей черноморской компании прибежал вторым, — рассказывает Владимир Дмитриевич.
— Бегать марафоны, а это между прочим 42 с лишним километра, несложно. Просто нужно для этого весь год готовиться, — убеждает меня Степанов. Правда, в столице новороссийцу маршрут показался слишком уже скучным – бегать по кругу между улиц. Тоскливо после живописных пейзажей Маркотха, Кабардинского перевала! Чтобы не скучать шесть часов марафона, неугомонный новороссиец фотографировал на мини-фотоаппарат фасады столичных домов.
Как бы это смешно ни звучало, для успеха марафона, уверен новороссиец, очень важны… старые кроссовки.
— Нужны непременно «пристуканные» кроссовки, обязательно старые носки, в которых ты тренировался, готовясь к марафону. «Пристукивать» обувь нужно несколько месяцев, — рассказывает спортсмен.
Сколько за двадцать три года новороссиец насмотрелся на кровавые мозоли других участников марафонов, которые по незнанию надели на забег новые кроссовки, чтобы выпендриться перед другими участниками забега!
Конечно, все физические усилия сопряжены с травматизмом. Девять лет назад бегуна начал беспокоить тазобедренный сустав.
— Пошёл я обследоваться в поликлинику, мне доктора поставили вердикт – суставы больные. Бегать нельзя! – вспоминает Владимир Степанов. – А мне сидеть на месте нельзя, организм привык к нагрузкам! Сердце сразу барахлить начнёт. Как-то мне соседка по купе в поезде, чей муж страдал суставами, подсказала рецепт – пить желатин. С тех пор суставы меня перестали беспокоить.
— Не бегать я не могу. Сразу начинаю плохо себя чувствовать. Бывает, что я пропускаю пробежки, если вдруг заболел. Но болею я редко. Ведь я бегаю в любую погоду. Наоборот, когда у меня «соплепад», нужно бежать, тогда скорей поправишься, — убеждён мой собеседник.
Владимир Степанов говорит, что он самый обычный человек. Иногда вылезать из тёплой постели в три утра, чтобы бежать на Маркотхский хребет, и ему, бегуну со стажем, неохота.
— Я себя пробуждаю с помощью приседаний. Последние полвека я каждое утро приседаю сто раз. И всех своих друзей заразил приседаниями. Китайцы утверждают, что это очень полезно. Всего три минуты усилий, но это пробуждает организм, заводит сердце, — убеждён пенсионер. – Я даже в больнице приседал, когда у меня тромб оторвался и пришлось его разжижать.
Стодневный карантин в ковидном 2020 году новороссийский пенсионер провёл отлично. Пока все остальные сидели взаперти в своих квартирах, он утром бегал по горам. Вставал для своих забегов пенсионер рано, когда большинство проверяющих видели десятый сон.
— Недавно у меня под коленкой обнаружили грыжу на мышце, вероятно, последствия травмы, я её лечу. Временно бегать запрещено. Зато я могу ходить. И я хожу на Эльбрус, — рассказывает Степанов о том, как он возобновил свои занятия альпинизмом, которым увлекался в молодости.
За год неугомонный пенсионер умудряется дважды сходить на Эльбрус.
— Обычно я стартую от поляны Азау, поднимаюсь до 11-го приюта, а потом уже иду на восхождение. Иногда я иду туда с компаньонами, любителями горных походов, такими, как я. В 2023 году я один ходил, дошёл до отметки 5100 метров. Восхождения лично для меня не менее интересны, чем марафоны, — признаётся мужчина. — У меня жизненный план – в год бежать два марафона и делать одно восхождение на вершину Эльбруса. Вы спрашиваете, зачем мне это нужно? И бег, и Эльбрус дают мне здоровье. Когда у тебя есть цель на год, тебе интересно жить. Это даёт тебе возможность оставаться в хорошей форме. Ты думаешь, что ты ещё что-то можешь, тебе ещё не пора на кладбище!
С огромным восхищением я пообщалась с моим героем. Вы тоже можете с ним познакомиться. Сейчас 77-летний Степанов подрабатывает рабочим в дендропарке. Он убирает мусор за теми, кто оставляет мусор в этом чудесном месте.