«Я закончила лечебный факультет в медицинском вузе Ставрополя, собиралась быть терапевтом. Меня в 1973 году отправили по распределению в Калмыцкую АССР. Я прихожу к министру здравоохранения, а он говорит, что в Каспийском остался один педиатр на весь район. Сейчас в Калмыкии есть такой город Лагань, а тогда он назывался Каспийский. Министр мне предложил поехать туда педиатром. Я была ошарашена. Потом поняла, что никуда не денусь.
Но это было чуть позже, а первый педиатрический опыт я начала приобретать в интернатуре, которая проходила в республиканской детской больнице в Элисте. Там надо мной взяла шефство Инна Петровна Гарановская, мой наставник и учитель. Она лечила детей грудного возраста. Поручила вести нескольких больных детей. Мы вместе ходили на обход. Она спрашивала: как ты думаешь, что здесь надо назначить? Я озвучивала ей свой план обследования, Инна Петровна мягко проводила коррекцию – еще можно провести такое исследование, добавить такой-то препарат. Это доброжелательнейшее отношение, настоящее наставничество. Она подсказывала, на что обратить внимание – тут лимфоузлы увеличены, тут надо услышать хрипы и т.д.
Тяжелых больных было очень много, особенно, когда начиналась зима. Поступали с отеками легких, с отеками мозга, с дыхательной недостаточностью. Нам звонили из приемного покоя: тяжелый ребенок! Мы бегом. Я осматривала детей под ее руководством. Ставился предварительный диагноз, назначали план обследования и лечения. Инна Петровна была рядом, поясняла, что это за симптомы, подсказывала назначения.
За восемь месяцев моя наставница мне очень многое дала. Я уже знала, что буду делать, если буду работать в районе одна и принимать тяжелых пациентов.
Когда я начала работать в детской городской больнице в Мысхако в 1975 году, моим вторым наставником стала Инна Петровна Мокшанова. Я тогда уже сама вела больных. К Инне Петровне обращалась в сложных случаях. Она всегда отвечала на вопросы, которые я задавала. Обычно они были связаны с диагнозом. Подсказывала обследования, тактику лечения.
Инна Петровна учила, как беседовать с мамами больных детей, как их успокоить, акцентировала внимание на то, что нужно быть терпеливой, объяснять причину заболевания. Мамы ведь разные.
Я потом сама поняла, что самое главное рассказать любой маме, что мы – союзники. Чего хочет она, того хочу и я. Мы — заодно. Всегда рассказывала о течении заболевания, почему применяем тот или этот препарат, делаем инъекции… Поэтому мои рекомендации родители воспринимали правильно».
Ознакомиться с положениями о конкурсе можно здесь.