Привычный пейзаж Новороссийских окрестностей в последние месяцы сильно изменился, вдоль федеральной трассы появляются контейнерные площадки, а цветные 20- и 40-футовые контейнеры придают иной, портовый, колорит сельской местности.
Пригород Новороссийска становится еще одним портовым терминалом?
Насколько это возможно — судить профессионалам после всесторонней оценки ситуации. «Новороссийскому рабочему» важно рассказать о новой тенденции и озвучить опасения в связи с развитием событий рядовых горожан. Но цифры официальной статистики (в частности данные Ассоциации морских торговых портов РФ), которыми оперируют профессиональные издания, говорят о том, что подобная перспектива – реальна. Порт Новороссийск по итогам января 2023 года поднялся на вторую строчку рейтинга морских портов России по перевалке контейнеров, нарастив контейнерооборот на 7,6% год к году. Пик пришелся на март. А оборот в июле 2023 года по сравнению с июлем 2022 года вырос на 68%.
Ничего кроме бизнеса
Что происходит простым языком мне объяснил сотрудник одной из новороссийских морских компании по имени Александр.
— До международных санкций на российском рынке работали крупные компании, которые занимались перевалкой грузов в контейнерах. У них было все налажено, они привозили в Россию один груз, и тут же вывозили другой крупными судами. Контейнеры не накапливались. В силу международных санкций крупные линии с рынка ушли, появилось большое количество новых структур, которые стали возить контейнерный груз малыми партиями. В ожидании судна контейнеры приходится хранить на контейнерных площадках. Поэтому за городом на ровных пустырях или землях, которые долгое время не использовались под сельское хозяйство, предприниматели и стали оборудовать такие площадки, засыпая их щебнем.
К тому же, какое-то время порт Санкт-Петербурга не принимал контейнерные грузы, поэтому большая часть грузов из Китая стала приходить в порт Новороссийск. Именно поэтому сейчас наш город бьет рекорды по объемам перевалки контейнерных грузов.
По словам Александра, из-за новых условий рынка изменилась и структура экспорта. Сыпучие грузы, которые сейчас активнее идут на экспорт, удобней и безопасней переваливать в коротких 20-футовых контейнерах. Длинные, 40-футовые, вынуждены складироваться в ожидании более подходящего груза.
В пригородах стало больше работы!
Я поинтересовалась, сколько всего сейчас в окрестностях Новороссийска образовано таких вот площадок, накопителей контейнеров? Александр даже побоялся предположить, их очень много, возможно, десятки.
— На самом деле это не плохая тенденция, — уверен Александр. – В пригороде Новороссийска стало больше работы, организуются новые рабочие места. Другое дело, что это все временное явление. Часть грузопотока уже вернулась в северную столицу. Во-вторых, некоторые площадки были организованы на сельхозугодиях. И рано или поздно к хозяевам этих площадок придут с проверкой.
Я позвонила в управление туризма и сельского хозяйства городской администрации Новороссийска и поинтересовалась, как обстоит ситуация со статусом земель, на которых теперь высятся контейнерные горы? Главный специалист Дмитрий Вакуленко сказал мне, что под площадки чаще используют земли, где давно ничего не выращивалось, они долгие годы стояли как пустыри. Более того, как стало известно «Новороссийскому рабочему», начались проверки площадок управлением муниципального контроля города. По тем фактам, где под стихийные площадки использовалась земля со статусом «сельхозугодия», управление выходит и исками в суд.
Новые соседи должны соблюдать закон!
Увеличение грузопотока всегда оборачивается дополнительной нагрузкой на наши дороги. Соседство с контейнерными терминалами понравится станичникам и жителям Гайдука и Владимировки? Вот мнение общественного активиста, участника городского экологического чата Сергей Стряпухина.
— Самая большая проблема, на мой взгляд, что новые контейнерные площадки оборудуют в водоохранных зонах по берегам реки Цемес, вырубают деревья, конечно, незаконно, — говорит активист-общественник. — Также отсыпают ущелья с лесом, что мы видим во Владимировке. Сами по себе площадки с контейнером не опасны, если не перевозить в них химию и другие опасные грузы. Ну и нельзя не учитывать дополнительные нагрузки на наши дороги. К зерновозам (а их через Новороссийск проходит около 400 в сутки!) добавились сотни контейнеровозов.