«Я благодарна своим родителям за все, чему меня научили. Помню и благодарю своих учителей из средней школы № 2. Это и Юрьева Валерия Ивановна, директор школы, прекрасной души человек, и первая учительница Рослая Анна Ивановна, и учитель литературы Древлянская Лидия Валентиновна. С улыбкой и благодарностью вспоминаю их. Но рассказать хочу об учителе, человеке, ставшем для меня не только наставником в профессии, но и примером в жизни.
«А что же дальше, расскажите!»
Героиня моего повествования – Раиса Александровна Свечкарь, работающая учителем истории и обществознания в гимназии № 8. Раиса Александровна сама окончила среднюю школу № 8 и в 1983 году вернулась сюда уже преподавать. Все эти годы она верна родной школе, родному коллективу. Мы познакомились, когда молодым специалистом я пришла работать тогда еще в среднюю школу № 8. В дружном коллективе талантливых, целеустремленных, энергичных преподавателей она выделялась профессионализмом, рассудительностью, доброжелательным отношением к детям, родителям, коллегам, умением принимать взвешенные решения. Мне повезло работать с Раисой Александровной в одном классе. Это была настоящая школа! Звенел звонок, закрывалась дверь и в кабинете воцарялась особая атмосфера. То творческая, увлекательная: младшеклассников, как следопытов, ведет учитель по страницам истории. Тут и приключения, тут и загадки, тут и замечательные открытия. То деловая, будто пропитанная энергией самого педагога: старшеклассники исследуют материал, учатся анализировать, делать выводы.
Разные темы, ученики разных возрастов, а магия одна: Раиса Александровна начинает урок и открывается окно в другой мир. Звонок с урока прерывается чьим-то возгласом: «А что же было дальше? Расскажите!» Урок окончен, дети окружают стол учителя, звучит масса вопросов, уходить не хотят. А я понимаю, что сама так увлеклась уроком, что и не заметила, как плотно прошел опрос, как успели закрепить новый материал ответами у доски, как с терминами работали. Вижу результаты и восхищаюсь ими: целая графа хороших отметок, а у меня-то только три-четыре оценки за урок!
Компот и булочка ждут после урока
С удовольствием училась у Раисы Александровны. Она не была моим официальным наставником, но никогда не отказывала в помощи. Как классный руководитель я приходила на ее уроки в своем пятом классе. Было так интересно, что сама втягивалась в игру, задавала вопросы, связывала темы уроков истории с литературными произведениями. И ученикам очень понравилось. Так с подачи детей и рождались уроки, которые мы с Раисой Александровной проводили вместе, история переплеталась с литературой.
Это был великолепный опыт для меня, начинающего учителя. Но не менее интересно было наблюдать за общением Раисы Александровны с детьми и их родителями. Вот она с классом на перемене: дети окружили ее, удерживают за руки, что-то оживленно обсуждают; вот успела в столовую: шепнула бойкому мальчишке, что компот и булочка будут ждать его после уроков (он, оказалось, стесняется на перемене со всеми). А сколько тайн открывалось во время уборки кабинета после уроков! Сколько девичьих секретов и мальчишеских «Вот рассудите нас!» звучало!
Раисе Александровне доверяют, она справедлива, честна, объективна. Слово не расходится с делом, — ни в большом, ни в малом. Учит своих учеников патриотизму, бережному отношению к истории нашей Родины, уважению к подвигам наших героев. И вот несколько выпусков ее учеников шефствуют над памятниками героям Великой Отечественной войны в районе гимназии.
И только в самом начале это общественное поручение класса, со временем ребята сами напоминают, когда пора навести порядок, положить цветы у монумента. А Раиса Александровна каждый такой неформальный выход сопровождает интереснейшим рассказом о людях и событиях, которым посвящены эти мемориальные места.
9 Мая она обязательно выходит с учениками в город, чтобы поздравить ветеранов, подарить цветы, рассказать ребятам о подвиге защитников нашего города. А как иначе? Праздник — Великий! Каждый такой выход объединяет, сплачивает детей, формирует традиции класса.
В праздничные дни Раиса Александровна сама не забывает заглянуть к своим пожилым соседям, знакомым. Для них всегда найдутся теплые слова, припасены гостинцы. Старики принимают эту заботу и участие с огромной радостью, благодарностью.
Поддерживает она и отношения с коллегами, которые уже не работают в гимназии в силу возраста. Им внимание тоже очень нужно.
Хорошие дети + хорошие родители
Как учит, так и живет. Учит Раиса Александровна ребят быть добрыми, человечными. Вот и прибежали именно к ней девчонки. В коробке выброшенный кем-то щенок, пристроить не смогли. И этот экзамен Раиса Александровна сдала на «отлично». Пес-красавец теперь живет у нее дома, а Раиса Александровна только улыбается: «А как иначе? Сама ведь учила детей милосердию». Так, словом и примером собирает она своих ребят в коллектив заботливых, понимающих, готовых помогать друг другу детей. Я знаю многих учеников Раисы Александровны, которые с любовью и теплотой вспоминают о ней как о мудром, терпеливом классном руководителе, порядочном человеке, радуются, когда их дети оказываются под крылом у этого замечательного педагога.
Об учениках Раисы Александровны всегда говорят: «Дети у Вас хорошие!» Да не только дети! У нее всегда два коллектива, и еще подумаешь, какой дружнее, сплоченнее. За годы учебы детей складывается коллектив родителей. Из шумных, разобщенных, раздраженных после работы, озабоченных своими проблемами людей постепенно формируется коллектив единомышленников, готовых слышать друг друга, совместно решать сложные вопросы класса. Родители начинают дружить, беспокоятся, если кто-то не пришел на родительское собрание.
Очень многим детям и родителям Раиса Александровна помогла понять лучше друг друга, найти общий язык, общие интересы. Ученики уходят из школы, а она продолжает общаться с их родителями. К ней приходят мамочки выпускников, чтобы рассказать об учебе, профессиональном росте, свадьбах своих детей, о рождении внуков. Приходят к ней в дом и остаются ее друзьями. Это ли не признание авторитета учителя и обаяния человека!
Таких учителей не забывают!
Я многому научилась у Раисы Александровны в профессии, но гораздо важнее стала для меня дружба с этим прекрасным человеком. За годы общения случалось разное: были и радости, и беды, и разочарования, но неизменным оставалось одно –честность и порядочность Раисы Александровны. То, чему она учит детей, те советы, которые дает людям (дает ненавязчиво, так, чтобы сам человек пришел к истине), в полной мере отражают ее жизненные принципы. Поблажек себе не дает, живет по совести, свои поступки оценивает так же, как и поступки других. Согласитесь, это непросто, но Раиса Александровна такой человек.
Раиса Александровна Свечкарь — Отличник просвещения, но самую первую и большую награду она получила, как мне кажется, уже при рождении: талант быть Учителем — он ведь от Бога! Достойно несет Раиса Александровна высокое звание Учителя, а вместе с ним любовь, уважение, радость своим ученикам, заботу и внимание окружающим людям. Потому так тепло и надежно всем, кто оказывается рядом с ней. Таких учителей не забывают!
Татьяна Михайловна Костина.»
Ознакомиться с положениями о конкурсе можно здесь.