«…Кому жемчуг мелкий»
Кто прав? Как быть тем собственникам, которые не согласны с решением большинства? Подчиниться или пытаться бороться? «НР» постарался разобраться в ситуации, которая вполне узнаваемая для жителей многих многоквартирников в нашем городе.
Зачастую люди, обращаясь в СМИ за помощью, уверены, что раз это они пригласили корреспондента, то он просто обязан быть на их стороне. Это так не работает, вернее, мы так не работаем.
В «Новороссийский рабочий» обратилась жительница дома №52 по ул. Губернского, Валентина Ш. Женщина по телефону пожаловалась на управляющую компанию.
Войдя в подъезд, я была поражена его состоянием: доска с информацией от УК, целые почтовые ящики, окрашенные перила и лестница, часть ступенек которой восстановлены. На стенах декоративная штукатурка приятного персикового цвета. Она, правда, диссонирует с изумрудными оконными рамами, но — не критично. Никакие провода не торчат. Всё аккуратно убрано в кабель-каналы. На лестничных клетках чисто.
Мой восторг Валентина не разделяет. По её мнению, управляющая компания на 40 сантиметров завысила высоту панелей только для того, чтобы больше денег за ремонт взять с жильцов. Мой аргумент, что такое решение, вероятно, продиктовано тем, чтобы уберечь стены от затирания, женщина признала неубедительными.
Кроме того, управляющая компания заменила двери в подъезд, хотя и прежние, по мнению жительницы, были хорошими, а ещё установила домофон, которым женщина за ненадобностью не пользуется.
Дайте правильную смету!
Валентина не отрицает, что перед всеми работами УК проводила общие собрания собственников и даже представляла смету, которая ей, как профессиональному строителю, кажется смешной, да и вообще мало общего имеет с настоящими документами, необходимыми для полного понимания, что из чего складывается: где трудозатраты, где литры краски и кг штукатурки?
Действительно, расчёт стоимости косметического ремонта, представленный УК на суд жильцов, ничего общего со строительными сметами не имеет. Это максимально упрощённый табличный вариант, в котором всё прописано понятными словами, но большинство жильцов он устроил, раз они проголосовали за ремонт, на который, кстати, с каждой квартиры необходимо собрать чуть больше 15 000 руб. Платёж разделён равными долями на 15 месяцев. Все эти решения закреплены протоколом. Который, к слову, никто обжаловать не пытался.
Из-за несогласия со сметой, видами работ и качеством их выполнения Валентина отказывается оплачивать эту лишнюю строку в квитанции и просто минусует её из платежки. Вычленяет женщина из окончательной суммы и содержание общего имущества, категорически не соглашаясь с методикой расчёта.
По этой причине у Валентины Васильевны копятся долги и идут предупреждения от управляющей компании о том, что в случае их непогашения в квартире отключат свет. Кому ж такое понравится?
Затопили и забыли?
От общего переходим к частному. 13 июля в квартире Валентины произошло ЧП. Сверху по канализационной трубе в санузле стала сочиться чистая вода. Чуть позже следы течи проявились на потолке и стенах. Женщина связалась с управляющей организацией. Сантехник прибыл лишь на следующий день. Акт на месте составлять отказался. Сообщил, что будет искать причину.
Течь была устранена, но следы потопа остались. Пускать в квартиру сотрудников управляющей организации без членов комиссии, в которую бы вошли представители администрации и Управления городского хозяйства, Валентина не намерена. В итоге женщина почти месяц живёт со следами течи и с полной уверенностью в том, что УК на её проблемы не реагирует. Понятно, что в такой ситуации есть от чего негодовать и приглашать корреспондентов.
Но всё ли на самом деле так, как видится Валентине Васильевне?
Нет доступа – нет ремонта
Начнем с залития. Корреспонденты связались с Ксенией Анатольевной, заместителем директора ООО «Управляющая компания «Комфортная среда». И нам был предоставлен акт, датированный 15 июля. В акте указано, что сантехник был у заявительницы 13 числа. При осмотре обнаружены подтеки по канализационной трубе и намокание потолка в районе трубы. 14 июля заявитель отказалась предоставить доступ в жилое помещение, ссылаясь на то, что течи нет. В результате залития причинён ущерб личному имуществу: в санузле намокание штукатурки площадью около 0,3 м2.
Подписи Валентины в акте нет. Ксения уверяет, что женщина просто отказывается идти на контакт, поэтому акт, а позже и уведомление о том, что необходимо предоставить доступ в квартиру для замены стояков, были направлены ей по почте.
— Мы приняли решение произвести замену стояков в квартире за счёт средств управляющей компании. В квартире выше мы это уже сделали, дабы избежать повторения ситуации. Но, к сожалению, пока не можем получить доступ в квартиру и согласие от Валентины Васильевны.
Информация УК расходится с той, что мы получили от Валентины Васильевны. И то, что акт составлен не в день протечки, тоже вызывает вопросы.
— Основными действиями потребителя являются: уведомление исполнителя услуги (устно или письменно) и получение акта, зафиксировавшего факты ненадлежащей услуги и причинение вреда имуществу, – разъясняет начальник отдела по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Татьяна Шевцова. — Если исполнитель услуг не пришёл в течение двух часов для составления акта, то потребитель вправе составить его самостоятельно с участием двух соседей. А при причинении вреда имуществу – 12 часов.
Валентина Васильевна самостоятельно акт не составляла, и это минус. А если бы на месте «Комфортной среды» оказалась менее честная УК? Как бы собственник доказывал причинённый ей ущерб?
Неверный путь
Теперь про ремонт подъездов. В доме №52 по ул. Губернского на сегодняшний день он произведён лишь в одном, втором, подъезде. В ближайшее время начнётся в третьем. Все зависит от того, как быстро соберутся деньги на счёте дома. По согласованию с жителями было решено производить ремонты сначала в тех подъездах, где наименьшее число должников.
— Тариф на доме небольшой. На содержание и текущий ремонт мы ежемесячно собираем около 55 тысяч рублей, – рассказывает Ксения Анатольевна. — Дом 1932 года, так что, сами понимаете, проблем, которые необходимо решать первоочерёдно, хватает. Поэтому на общем собрании собственников было принято решение о дополнительных платежах. Большинство проголосовало «за». Протокол собрания в суде не оспорен. К сожалению, Валентина Васильевна с решением собрания не согласна. Оплата по квитанции от неё приходит неполная.
Верный ли такой путь борьбы за свои права? Спросили у Татьяны Шевцовой.
— В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную плату между всеми указанными в платёжном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платёжном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Таким образом, у потребителя возникает задолженность в целом по платёжному документу. И при наличии задолженности более чем за два расчётных периода, исполнитель вправе ограничить (а при отсутствии технической возможности — приостановить) предоставление коммунальной услуги.
У Валентины Васильевны есть возможности внести сумму задолженности в течение 20 дней с момента получения уведомления. Если задолженность не будет погашена, у исполнителя возникает право ограничить (приостановить) услугу.
Да, вполне возможно, что у Валентины Васильевны есть обоснованные претензии к УК, которые она не озвучила корреспонденту. Но путь «не платить» — тупиковый. При подозрении на мошеннические действия и др. наказуемые законом деяния необходимо обратиться в компетентные органы для выяснения всех обстоятельств.
Сила общего собрания
Хочется надеяться, что разногласия между собственницей и управляющей компанией «Комфортная среда» разрешатся. Корреспонденты пообщались с другими жильцами дома, и большинство из них довольны своей УК, особенно в сравнении с предыдущей.
Проживание в многоквартирном доме подразумевает под собой определённые правила, которым необходимо подчиняться. Если завтра на общем собрании собственников большинством будет принято решение, например, об установке видеокамер, то платить за них будут все и ту сумму, которую утвердят протоколом.
Недовольному меньшинству останется лишь смириться и попытаться получить удовольствие от нововведений, а не бороться с ветряными мельницами, ища врагов там, где их, скорее всего, нет, ведь в основном собственники, принимая решения, все же нацелены на улучшение условий проживания в их общем доме.
Фото Полины Калашниковой