Специально для «НР» об исторических тайнах рассказывает Василий Алексеев, научный сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника.
«Новороссийск — город относительно молодой, динамично развивающийся. Не всегда транспортные артерии поспевают за увеличившимися объёмами строительства жилья. Не везде дороги справляются с нагрузкой, которая является следствием работы порта и иных предприятий города.
Одной из самых жизненно необходимых дорог нашего города является улица Магистральная. Она связывает так называемую «ту» сторону (Восточный район) и центральную часть города. Можно также провести аналогию с городами, построенными на берегах рек и сказать, что вышеупомянутая улица соединяет «левобережье» и «правобережье» р. Цемес — Восточный район со всеми остальными частями города соответственно. Для кого-то это разделение выглядит ещё проще: индустриальная и селитебная часть. Тем не менее, как бы мы ни называли разделенные Цемесской рощей и одноименной речкой части города, трудно недооценивать значение улицы Магистральной для жизнедеятельности города-труженика, города-порта. Помимо внутреннего транспортного потока, по этой улице ежегодно проезжают миллионы людей, которые едут отдыхать на живописное Черноморское побережье Кавказа. А что же было раньше?
В начале прошлого века «новый» (Стандарт) и «старый» (исторический центр) город соединяла улица Береговая, ныне известная как улица Портовая. Как и сейчас, она была «изрезана» железнодорожными переездами, что существенно замедляло передвижение людских потоков. Безусловно, данная проблематика была на контроле городской власти, и уже тогда назревал вопрос об оптимизации транспортной логистики. В 1920-е годы в докладной записке к Генеральному плану г. Новороссийска талантливый советский архитектор А. А. Юнгер изложил своё перспективное виденье будущего нашего города. Среди прочего, он упоминал необходимость строительства магистрали, которая соединила бы два берега реки Цемес.
Этот вопрос вызревал ещё несколько лет. На страницах газеты «Пролетарий Черноморья» от 6 января 1937 года была опубликована небольшая заметка «Виадук». В ней говорится, что уже в «текущем году» строительство «воздушного пути» будет начато. Там же: «Виадук — это грандиозное сооружение, коренным образом меняющее внутригородское движение. Соединяя первую и вторую части города, виадук будет главной магистралью и кратчайшим путём в городском движении».
Длина «воздушного пути» должна была составлять около двух километров, ширина 20 метров и высота 6-7 метров. Под пролётами виадука должны были проходить железнодорожные пути, а по самому мосту, помимо пешеходных дорожек и проезжих частей для автогужевого транспорта, трамвайные пути в оба направления. Напомню, что в Новороссийске трамвайное движение существовало с 1934 по 1969 годы.
Учитывались и экономические выгоды от постройки виадука. Во-первых, если бы тогда всё воплотилось в реальность, то существенно сократились бы расходы города по внутригородскому транспорту. Экономия составила бы 5-6 миллионов рублей. Во-вторых, значительно бы сократились расходы жителей на передвижение — с 27 руб. 20 коп. в месяц до 10 руб. 20 коп., выгода налицо.
Интересен ещё один момент. В процессе проектирования рассматривались три варианта строительства виадука. Все три варианта «стартовали» в районе нынешнего Центрального рынка, только «финишей» рассматривалось несколько: первый — район ул. Степана Разина, второй — ул. Пушкинская, третий — ул. Сакко и Ванцетти.
К сожалению, воплотить данный проект в жизнь не успели — началась Великая Отечественная война. «Воздушный путь» появился у города уже в послевоенные годы под именем ул. Магистральная, и, как мы видим сегодня, выбрали третий вариант его строительства, т. е. до улицы Сакко и Ванцетти.
Фото предоставлены автором публикации