Каждый год – жалостливый сюжет с «косолапой» лощадью
Лошадка неспешно идёт по парковой аллее, везёт юную наездницу. Задние копыта неестественным образом загребают вовнутрь. Не зная ситуации, действительно кажется, что она нездорова. На самом деле своеобразный постав копыт у Снежка — с рождения!
Видеосюжеты с «косолапой» лошадью появляются каждый год. И каждый год хозяин Снежка оправдывается перед общественностью за такую особенность своего подопечного.
— Выкупил я его по объявлению на Авито, восемь лет назад, в Адыгее, – рассказывает Хафиз, хозяин Снежка. — Если бы не купил, то отправили бы на колбасу. Мерин «косолапит» с детства. Специалисты по лошадям выдвигают разные версии, почему такое случается. Говорят, что такая походка у одной лошади из ста. Можно ли что-то с этим было сделать? Я много литературы на этот счёт перечитал, но всё сводится к одному: шансы на исправление небольшие, и заниматься этим надо было, пока он ещё мамку сосал. Так что «косолапит» Снежок, скорее всего, всю жизнь, а ему, между прочим, уже 17 лет!
Хафиз, именно так зовут мужчину по документам, хотя для всех он уже много лет «дядя Серёжа», предполагает, что когда-то Снежок даже в скачках участвовал, где лошадей запрягают в лёгкие тележки.
— Не могу я ему походку изменить, а объяснять людям, что не изверг какой-то, мол, больную лошадь работать заставляю, уже устал. Каждый год одно и то же. Уже и проверяли меня на жестокое обращение с животными. Но я всё понимаю, и даже хорошо, что люди у нас внимательные и сопереживают братьям нашим меньшим. Но, знаете, когда Снежок в тележку запряжён, то совсем не видно, что он косолапый. Так что сделаю я ему, пожалуй, фаэтон. Будем в тележке деток катать. И ещё хочу сказать: когда он рысью бежит, его ноги задние ровно становятся, удивительно!
Дед боялся, что лошади меня затопчут
Помимо Снежка, у Хафиза ещё два мерина: Чингисхан и Дима. Все они одной породы и масти — «белые в гречку», на каждого есть ветеринарный паспорт со всеми необходимыми отметками и анализами. За состоянием животных мужчина внимательно следит, ведь они работают с людьми. Кроме лошадей, в табуне ещё ослик и пони. А когда-то хозяйство насчитывало аж восемь лошадок!
— Я ж татарин, с детства с копытными управляюсь. Помню, мне четыре года было, только проснусь — и сразу к лошадям бегу. Дед ругался, боялся, что затопчут, но, не знаю почему, они меня никогда не обижали.
Дед Хафиза работал в колхозе и часто брал внука с собой на работу.
— Сам на телеге едет, а меня сверху на коня сажал. Так что лошади — моя любовь. Они мне как родственники. Никого на бойню не сдал. Все своей смертью умирали, кроме Седого. Его недоброжелатели отравили.
Многие коренные новороссийцы знают «дядю Сережу» и его лошадок, ведь ещё сами, будучи детьми, на них катались, а сегодня приводят в парк своих детей.
— Диме 17 лет, Чингисхану – 24 года. Вообще в среднем лошади живут 25 лет. Но когда их любишь, заботишься, то они становятся долгожителями. Так, например, Мальчик у меня прожил 27 лет, а Будя — 38! Так что поверьте, я отлично знаю, когда лошади приходит время умирать, и никогда не выведу её в парк. Они у меня в покое свой век доживают.
Лошадки – как женщины, не будет настроения – лягнуть может
— Почему у вас только мерины и ни одной кобылы?
— За всё время, что я занимаюсь лошадьми, а это больше 30 лет, у меня всего один раз кобыла была, и то недолго. Как-то не задалось. Всё же они характерные, как женщины, к ним подход нужен. Не понравится что-то, не будет настроения работать, она и укусить, и лягнуть может.
— Все лошадки у вас взрослые. Ослик и пони на вид такие маленькие. Не тяжело им людей по парку катать?
— Лошади эти спокойно наездника до 100-120 кг выдержат, так что дети для них вообще не нагрузка. Хрупкость пони и ослика – обманчивы. Осёл, например, способен везти груз 50-70 кг в течение 8-10 часов, да ещё и по горным дорогам, так что прогуляться в тенистом парке с ребёнком в седле — для него, сами понимаете, дело плёвое. Понимаете, я не могу перестать заниматься катанием детей за деньги. Иначе мне просто не на что будет животных зимой кормить.
Каждый день Хафиз встаёт в четыре утра и идёт косить траву для подопечных. Затем по расписанию завтрак. На одну лошадь за раз уходит ведро овса. На работу в парк мужчина берёт для них перекус: мытая морковь и порезанный на кусочки чёрный хлеб, но все эти лакомства можно давать животным понемногу, иначе начнутся проблемы с пищеварением.
— Лошади очень умные животные. Каюсь, больше 20 лет назад, бывало, злоупотреблял. И вот однажды меня мой Будя сам домой привёз. Мы в то время людей по набережной катали на тележке. После трудового дня принял на грудь и заснул. Проснулся – дома. Сразу и не сообразил, как там оказался. Я ему потом так благодарен был! Каждый раз вспоминаю тот случай, и стыдно становится мне, человеку, перед ним — животным. Всё же они лучше нас, наверное, поэтому я их так люблю.