Валерий, чьи киноленты часто транслируются на телеканале «Россия-Культура», начинал свою творческую деятельность в конце 80-х в качестве журналиста «Новороссийского рабочего». Из-под пера нашего коллеги вышли яркие репортажи. Самые запоминающиеся – об экспедиции новороссийских альпинистов на Памир на пик Новороссийск, о спасательной операции в Ленинакане, где Валерий в 1988 году был командиром Новороссийского комсомольско-молодежного спасотряда. Вместе с другими он спасал людей из-под завалов мощного землетрясения. У корреспондента «НР» была возможность лично передать Валерию Тимощенко от новороссийского зрителя слова восхищения, а заодно узнать, над чем сейчас трудится наш бывший коллега.
Я застала Валерия в командировке в городе Шахтерске Донецкой народной республики, где проходили «Курсы военных кинодокументалистов при ВГИК» для военнослужащих СВО. Оказывается, Валерий, кроме всего прочего, доцент Ростовского филиала ВГИК, мастер режиссерского курса. Два центра документального кино открыты в Луганске и Шахтерске государственным Фондом кино, который до этого в основном финансировал игровые блокбастеры. Такие же центры будут созданы и в других городах на новых территориях России. Но пока там слишком опасно.
— В июне 2014 года я первый раз поехал снимать фильм об ополченцах. С тех пор последовательно снимаю на Донбассе. За эти 11 лет получилось пять фильмов по заказу Министерства культуры России, посвященных войне и специальной военной операции, — начал наш разговор Валерий Тимощенко. – Кстати, умение писать ясно, образно, быстро, отточенное в газете, в том числе и в «Новороссийском рабочем», очень часто меня выручало. Сценарные заявки, написанные мной, синопсисы выигрывали и выигрывают на всевозможных питчингах и конкурсах, а моя студия получает работу. А значит, что есть возможность создавать арткино.


— Сейчас пишется история. Журналисты и кинодокументалисты ее как раз пишут. По этим работам будут изучать ее наши дети. Что вы ищете в героях СВО? Романтику фронтовых будней? Героику? Что для вас важно, как для режиссера?
— Меня интересует судьба русского человека внутри войны. Я понимал, что должен ее проследить последовательно, честно, с любовью. Потому что правды без любви не бывает. «Война и мир», «Тихий Дон», «В августе 1944-го»… Сегодняшние события, увы, не менее значительны и драматичны, чем тогда. Поэтому я здесь все одиннадцать лет. Потрясающие, невыдуманные характеры. Нужно только оказаться в нужное время и в нужном месте — на передовой — и вовремя включить кинокамеру. «Луганская повесть», «Донбасс. Близкие люди», «Донбасс. Резервный полк», — эти фильмы получили призы на многих престижных кинофестивалях. «Донбасс. Передовая. Казаки» с 25 октября будет показан в 270-ти лучших кинотеатрах России. Только что я завершил работу над фильмом о своем друге, командире штурмового мотострелкового взвода, судьбу которого я проследил с июля 2014 года, он называется – «Георгий нашего времени». Все эти фильмы полнометражные и сделаны по заказу Министерства культуры или Союза кинематографистов.
— Валерий, новороссийцы сейчас имеют возможность познакомиться с вашими экологическими лентами. Мы посмотрели фильм «Ковчег» о кавказском биосферном заповеднике, где вы продюсер, фильм «Русский заповедник», где вы сценарист и режиссер. Какие экологические проблемы вас волнуют сегодня?
— Многое волнует. Я сделал для телеканала «Россия-Культура» восемь фильмов из серии «Великие реки России» — о самых больших реках нашей страны: Чусовой, Северной Двине, Оби, Волге, Кубани. Увы, но фильмы о Волге и Кубани — самые драматичные в экологическом отношении. Этот цикл – не только увлекательное путешествие по крупнейшим артериям наше страны. У меня река – это образ, символ времени, моя попытка взглянуть на реки через призму истории, географии, экологии, понять, как они меняются, а что в них остается неизменным, как в них отражается история людей.


— Мои коллеги, в том числе наш веб-редактор Елена Калашникова восхищаются, как вы находите героев и экспертов для ваших лент, транслируемых на «Культуре»?
— Многие герои – мои хорошие друзья. К сожалению, за свою жизнь мне пришлось снимать на всех войнах – в Нагорном Карабахе, на грузино-абхазской, чеченской кампании. Со многими ребятами познакомился тогда и снимаю их до сих пор. Да, много чего сделано для телеканала «Культура» – двадцать фильмов о самых великих сражениях, о казачьих подразделениях на Великой Отечественной войне, цикл фильмов «Семейный портрет» — это образы российских городов через хроникальные кадры и судьбы горожан, прослеженные в течение многих десятилетий. Цикл «Братья и сестры» — о русской деревне. Я очень люблю этот телеканал, и уважаю его руководителя Сергея Шумакова.
— Валерий, можно заглянуть в будущее? О чем бы вы хотели снять новый фильм?
— Я снял фильмы почти обо всех войнах, которые касались нашей страны. В том числе, и о нынешней. Как пел погибший безвременно поэт, «Я мечтаю вернуться с войны, на которой родился и рос… Пусть даже через сто веков в страну не дураков, а гениев». Я бы хотел снять фильм о мирной жизни, например, фильм о ребенке, который по определению гениален, просто потому, что он ребенок, о ветре, о новороссийском старике и море…
— Не могу не задать вопрос о «Новороссийском рабочем», откуда вы выпорхнули в большой мир документального кино. Как вспоминаете годы работы в «НР»?
— С большой благодарностью. Я работал в «НР» с 1988 по 1991 годы. Был борцом против ГКЧП, даже успел поработать депутатом городского совета. Мы с общественниками декларировали Новороссийск безъядерной зоной, продавили создание Абрауского заказника, чтобы остановить застройку уникальных природных территорий. После цикла материалов о спасении людей в Ленинакане я получил от Союза журналистов СССР премию года в размере 700 рублей за лучшую работу. А это были большие деньги!
В «Новороссийском рабочем» у меня начались столкновения с настоящей жизнью. Я делал репортерские сюжеты, какие киношнику, как большая удача, попадаются один раз в десятилетие. Многие сюжеты я помню до сих пор и очень их люблю. Я снял сюжет о человеке, который в своем дворе установил бюст Сталину. Да он и до сих пор, наверное, там стоит. Помню сюжет о подводной лодке, что утопили в бухте. Это ж нужно умудриться – утопить подводную лодку! Я это наблюдал и этому удивлялся. Мне близок Новороссийск. Кстати, я один из немногих, кто не продал дачу в Широкой Балке – дачные участки давали сотрудникам редакции «НР» в начале 90-х.
Фильмы Валерия Тимощенко и других авторов-документалистов каждую среду в 19.00 демонстрируются в Международном центре моряков, расположенном по адресу: набережная Адмирала Серебрякова, 15, второй этаж. Вход свободный.




