В прошлом году этот же коллектив тоже привозил на фестиваль Достоевского – «Преступление и наказание». И если тогда подобный формат современного театра для многих зрителей был в новинку, то в этот раз люди уже знали, на что идут. Но только примерно, конечно. В зале оказалось много молодежи, активно поддерживающей молодых актеров. Студенчеству очень «заходит» такой формат.
Таланту организаторам проекта, основателю рэп-театра, поэту и исполнителю Льву Киселеву, сценаристам, актерам, декораторам и художникам по свету и костюмам надо отдать должное. Уложить томик Достоевского в 90 минут увлекательного действа, от которого невозможно оторваться!
Собственно, театр так и трактует свою миссию – переработка классических литературных произведений в современном стиле, понятном и близком молодежи, с максимальным уважением к слогу, сюжету и идеям авторов. Рэп-постановки – это очень динамичное действо, внятные речевые композиции, замечательный вокал, четко поставленные массовые сцены, великолепное сценическое движение.
В этом спектакле постановщики взяли на вооружение стилистику комедий дель-арте. Лев Киселев создал 10 треков в стиле рэп, которые бережно и уважительно передают содержание романа. Все это органично вписывается в сценарий.


Постановку отличает минималистичная сценография. Из декораций, по сути, только световая игра, кровать на колесах, она же – поезд, она же – автомобиль. А еще и рояль, да рояль! На актерах — монохромные — в оттенках серого, костюмы, лица-маски (эффект достигается с помощью белил).
Князь Мышкин сначала, приехав из-за границы, выходит к зрителям с обычным лицом. Но, повращавшись в питерском обществе, тоже надевает маску.
Примечателен наряд Настасьи Филипповны. Сначала она, как и все, в сером. Потом надевает красные сапожки на высоких шпильках и дополняет наряд алым жабо, которое по ходу пьесы превращается в огонь, где горят – сто тысяч, те самые сто тысяч ее пламенного поклонника, — это одна из самых эмоциональных сцен в романе Достоевского и одна из самых экспрессивных в спектакле.

Актерам (я уже говорила про четко срежессированные массовые сцены) удалось показать, как нарастет градус безумия. Не только главного героя, но и всего общества. Это хорошо показано в эпизоде мчащегося по серому ночному Питеру автомобиля, у которого как будто, как и у всех пассажиров, «отказали тормоза».


Такой формат спектакля переворачивает все традиционные представления о постановках классики. Это ДРУГОЙ театр, в основе которого – клиповое мышление, столь близкое современной молодежи.
А теперь – слово зрителям.
— Очень современно, гармонично, до такой степени четко все построено, — определила врач-психиатр Анастасия Золотова. – С точки зрения нарастающего психоза, сумасшествия главного героя тоже все довольно натуралистично изображено. «Диагноз» налицо. Я очень подробно читала роман, мне хорошо знаком текст. В принципе я не совсем «за» осовременивание классической литературы, но здесь, в исполнении рэп-театра мне это нравится.


Член экспертного совета фестиваля «Театральная гавань», заслуженный артист России, член союза театральных деятелей РФ, актёр театра и кино Алексей Высторопец поделился своими впечатлениями:
— Это восторг! Так случилось, что в последнее время я путешествую вслед за этим театром. Когда уезжал сюда, они приехали с гастролями на Камчатку. И вот уже в Новороссийске! Это потрясение! Выдержанный стиль, выдержанный жанр, перед нами — новый вид искусства, которым ребята прекрасно владеют. Перед – нами – сплоченная общей идеей группа единомышленников. В этой постановке все оригинально: костюмы, музыка, свет. Да, свет становится отдельным действующим персонажем. Плавные переходы, точность исполнения, — все очень четко в этом спектакле. Фабула романа сохранена, хочется перечитать произведение Достоевского.
Собственно, этой благодарностью можно завершить повествование о нашем фестивале, подарившем горожанам столько впечатлений, эмоций и открытий.




