Уникальный витраж
Обследовать тайны дома табачного магната Юкелиса, подарившего Новороссийску это уникальное здание, корреспондентам «НР» помогла директор филиала НПИ КубГТУ, кандидат исторических наук, руководитель городского исторического общества Татьяна Лохова.

– Я уверена, что атмосфера этого здания – особенная. Это как раз тот самый момент, когда и стены обучают. Ведь за 55 лет отсюда вышло столько дипломированных специалистов! Эти стены «дышат» знаниями. Как историку мне интересны каждый факт об этом здании и каждая находка в нем. А раритетные элементы мы тщательно бережем и ухаживаем за ними, – поделилась собеседница.
Она напомнила, что Новороссийский политехнический институт – первый вуз города, который с 1938 года готовит специалистов технических направлений. Вуз был ведущим учебным заведением города в то время, и потому в 1970 году не было удивительным, что это ключевое здание передали именно Политеху.
Татьяна Владимировна рассказала, что в первый год своей работы здесь она обратила внимание на цветной витраж, сохранившийся со времен первого владельца здания. Взобравшись наверх, она начала отмывать витражные стекла и, любуясь солнечными зайчиками, которые они отбрасывали, «поздоровалась» с домом Юкелиса. С тех пор такие субботники стали традиционными.


Начинается с лестницы
Первым делом каждый сюда входящий обращает внимание на мраморную лестницу. Увы, на ней есть трещины.
– На этот счет у нас имеются свидетельства очевидцев, – поделилась Татьяна Лохова. – Когда-то в здании располагался горисполком. Чтобы вывезти тяжелые сейфы, соорудили деревянные лаги. Одна из конструкций прогнулась, так и повредились эти ступеньки редкого мрамора. Последняя реконструкция здания была в 1988-1989 годах. Тогда удалось обновить фасад памятника архитектуры, лепнину. Сейчас руководство вуза занимается сбором документов для того, чтобы инициировать масштабные реставрационные работы.
Еще две раритетные детали старого здания – это чугунные люфт-сферы. Они сохранились только потому, что оказались накрепко вмонтированы в землю. Эти люфт-сферы предназначались для того, чтобы сделать освещение нижнего этажа. С их помощью свет рассеивался естественным образом. Есть свидетельства, что Юкелис приобрел эти дорогостоящие элементы в 1919 году.





А был ли тоннель?
Жил ли владелец здания – табачный магнат Юкелис – в этом доме? На этот счет имеется несколько гипотез.
– Если не жил, то почему сохранились письма, где этот дом числился как почтовый адрес владельца? – рассуждает Татьяна Лохова.
Есть и еще одна деталь: в приемной директора располагается небольшое помещение с умывальником. Историки уверяют, что эта деталь указывает: здесь была «женская половина» дома.
И еще один штрих: когда наши архитекторы исследовали набережную, они увидели следы подземных коммуникаций, которые вели к дому Юкелиса. Родилась гипотеза, что табачный магнат промышлял и контрабандой. А подземный тоннель связывал его дом со складами на улице Рубина. Они находились в районе первой поликлиники. Табак могли транспортировать на вагонетках.




Дом Юкелиса – это кошкин дом?
Не менее интересная версия – наш дом Юкелиса стал прообразом того самого «Кошкиного дома», описанного в произведении знаменитого детского автора Самуила Маршака.
– Один из ученых настаивает на этой версии, обращая внимание, что наше здание, как и кошкин дом из сказки, возвышается над остальными, есть схожесть и в описании строения. Опять же существует гипотеза о соавторстве: якобы Маршак писал это произведение вместе с Черубиной де Габриак, русской поэтессой и драматургом. Но это уже совсем другая история.
Наша справка:
Дом Юкелиса – одно из самых интересных в архитектурном плане. Это здание на ул. Карла Маркса, 20, построено в редком мавританском стиле в 1906-1907 годах.
Во время Гражданской войны в 1918-1919 годах в доме Юкелиса размещался штаб добровольческой армии, позже здесь обосновался начальник Новороссийского гарнизона. В 1940 году этот особняк занял горисполком, но ненадолго. Во время войны здание оккупировали фашисты, здесь располагалось управление гестапо. Отступая, немцы полностью заминировали дом. Только благодаря красноармейским саперам этот дом уцелел.
После войны здание восстановили, и вплоть до 1970 года здесь снова работал горисполком. В 1979 году дом Юкелиса был признан историко-архитектурным памятником, охраняемым государством.
Старый паркет
– Во время косметического ремонта здания обнаружился под старым линолеумом древний паркет, один из его фрагментов, наиболее хорошо сохранившийся, просто рука не поднималась демонтировать. Дубовые доски почернели от времени, но ведь выстояли! – акцентирует собеседница.


То, что паркет действительно раритетный, подтвердил работник по обслуживанию здания НПИ, паркетчик первого разряда Иван Баламутов. Именно он по особенностям крепления и толщине досок определил возраст паркета, а потом руководил работами по его восстановлению. На материалы скидывались деньгами всем коллективом.
В итоге в институте сейчас имеется уникальный «островок». Его особо оценили местные музыканты. Удивлены?
– Традицией нашего вуза стали «Декабрьские вечера», которые мы организуем с творческими коллективами города. В конце 2024 года мы пригласили «Семейную филармонию» во главе с Галиной Сырохватовой. Музыканты были в восторге от акустики, феномен которой объяснили такими параметрами, как высота потолка и качество паркета, – говорит Татьяна Владимировна.




Мы идем по зданию, которое при строительстве, конечно же, не было рассчитано на аудитории. Ранее многие учебные кабинеты были проходными.
– Мы решили, что это не способствует успешному учебному процессу, сделали отдельные помещения, а часть пространства приспособили под рекреации, где студенты могут отдыхать на переменах, поставили диваны, шахматные доски, – продолжает Татьяна Лохова.




В одной из таких зон отдыха мы встретили студентов-третьекурсников. Будущие строители рассказали, что здание родного Политеха интересно им и с профессиональной точки зрения. По нему, как по живому учебнику, можно изучать архитектурные и оформительские элементы.
Есть тут и другие сферы для изучения. Сейчас в стадии подготовки музей камней и минералов. Доктор географических наук, профессор кафедры инженерных дисциплин и управления, заместитель директора НПИ Владимир Дьяченко показал нам редкие экспонаты для будущего музея.


Впервые я увидела камень – септарию – природное минеральное образование с причудливым рисунком на срезе.
– Арагонит, кальцит, включения различных других пород, все вобрал в себя этот экспонат, – рассказал собеседник. – Камень похож с виду на спущенный футбольный мяч. Когда я увидел его в лесу и поддел ногой, то едва не лишился ступни, – вспоминает ученый.
О камнях и минералах он может рассказывать часами. И этих знаний нет в интернет-источниках. Думаю, что институтский музей минералов в будущем станет местом притяжения не только студентов, а всех, кто интересуется камнями.

Собственно, уже сейчас наш Политех стал средоточием собраний местных историков, краеведов, творческих личностей и всех людей, которые любят свой город.
Уважаемые читатели! Мы ждем от вас интересных историй про это и другие исторические здания. Если вы когда-то учились или работали здесь, если у вас есть фото из семейного альбома, звоните в «Новороссийский рабочий» по тел. 61-41-05.