Все на штурм идей!
В редакции «Новороссийского рабочего» прошел круглый стол, объединивший активистов движения «Россия без сквернословия», общественников, журналистов, представителей духовенства, работников сферы образования.
Собравшиеся обсудили не только влияние на людей и общество матерных слов, но поговорили о том, как это все отражается на культуре, воспитании подрастающего поколения и даже, не удивляйтесь, на здоровье людей.
Участники встречи активно делились своими историями, предложениями. Дебаты были жаркими, но, будем честными, оппоненты обошлись без скверных слов!
Руководитель издательства «Новороссийский рабочий» Олег Дынник предложил собравшимся обсудить еще и вопросы молодежного сленга, иностранных заимствований и модных сокращений. И призвал всех организовать штурм идей на тему: какую альтернативу мы все можем предложить любителям крепкого словца?
Одна из здравых мыслей, озвученных на заседании: мы боремся не против мата, мы выступаем за смысл. За речь, в которой есть достоинство и уважение. Когда ребенок учится говорить чисто, он учится думать ясно. Эта мысль – сердцевина всей работы, которая стала началом большого культурного перелома.

Метод замещения
Председатель Новороссийского местного отделения Русского географического общества, член Общественной палаты, кандидат географических наук, преподаватель новороссийского филиала Финансового университета при правительстве РФ и филиала Московского гуманитарно-экономического университета Евгения Камбарова уверена, что заходить в тему «против сквернословия» необходимо с помощью тех ресурсов, которыми пользуется сейчас сама молодежь. Это ТикТок, это «всплывающие окна» на популярных молодежных ресурсах.
– Мы готовы и через Общественную палату, и через управление образования присоединиться к этому проекту более масштабно. Мы должны разработать стратегию, – предложила Евгения Алексеевна.
Обойтись без бранных слов
Преподаватель Транспортного колледжа при ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, кандидат экономических наук, куратор Новороссийского отделения Всероссийского проекта «Россия без сквернословия» Надежда Митрофанова считает, что это вполне реально. Проект «21 день без мата», который активно внедряется сейчас не только в учебных заведениях, но и на предприятиях города и в частных компаниях, уже не ограничивается рамками 21 дня. Удлиняются временные границы движения против мата, расширяется география участников, все новые города и поселки появляются на карте проекта «Россия без сквернословия».
Букинист, обладатель коллекции редких книг, которые собирал всю жизнь, Владимир Павлушко отметил, что мат (а из песни слов не выкинешь) все же присутствует не только в нашей обычной жизни, но и в произведениях наших классиков. Как же быть с непечатными словами, которые уже напечатаны? В частности, у Пушкина и Лермонтова есть вещи с нецензурной лексикой. Ведь существуют и словари нецензурной лексики, над составлением которых трудились филологи.

Врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук и общественник Анастасия Золотова уверена, что мат не только обедняет речь, он еще и обкрадывает мозг.
Некоторым образом, мат действует как наркотик: краткосрочно снижает стресс, но в долгосрочной перспективе разрушает эмоциональный фон, повышает уровень тревожности и способствует деградации социальных связей. Вызывает рост агрессии и снижение когнитивных способностей.
Переводчик-синхронист, руководитель Краснодарского отделения Союза переводчиков России, судебно-лингвистический эксперт Ирина Воскресенская одна из первых в нашем городе начала, по ее же выражению, «колоколить» против нецензурных выражений. И не только! Некорректные рекламные вывески, надписи на одежде – все это вызывало ее мощный протест. Надо отдать должное энтузиазму общественницы, которая по собственной инициативе проводила лекции в учебных заведениях города, искала сподвижников.
И в итоге Ирине Воскресенской удалось найти единомышленников!
В бой – с молитвой!
– У меня очень много друзей-военнослужащих из нашей десантной дивизии, которые сейчас находятся на СВО, с ними поддерживаю связь. И вот недавно один из этих товарищей отправлялся в тяжелый бой. Он попросил молитву, которую можно произносить в бою. И я ему дал эту молитву. Но с условием, что материться он не будет. Потому что мат и молитва несовместимы, – поделился историей Евгений Кузнецов, протоиерей, настоятель храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
– Если уж речь зашла об этом, то давайте вспомним, что святой воин Федор Ушаков запрещал своим подчиненным нецензурно выражаться. Есть и другие примеры – Александр Суворов. Эти полководцы не потерпели ни одного поражения и шли в бой с молитвой, пресекая сквернословие среди бойцов, – отметила Надежда Митрофанова.

Бывало так, что без мата не обошлось?
– Да, – призналась заместитель заведующей детского сада №81 по хозяйственной части «Электроник» Зинаида Анищенко. – Просто бывает так, что по-другому не скажешь.
И привела пример с нерадивыми подрядчиками, которые умудрились так «перекроить» почти что цельный кусок линолеума, что получилась «мозаика».
– Когда я пришла утром и увидела эту картину, других слов у меня просто не нашлось, – покаялась завхоз.
Кстати, именно из детского садика некоторые дети приносят свои первые нехорошие слова, смысла которых не понимают.
– Вот почему наш детсад стал инновационной площадкой, где малыши изучают силу слова через сказки, рисунки и творческие задания, – отметила заведующая детским садом №81 «Электроник» Елена Антонова.

А можно без сквернословия?
– Можно, – считает Светлана Мартыненко, преподаватель русского языка и литературы Транспортного колледжа. – Я тоже вхожу в проект «Россия без сквернословия». Мы с ребятами выбрали тему исследования – «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
– Наша гимназия № 4 – это территория без мата, – сообщила завуч по воспитательной работе гимназии Елена Яковлева. – Был такой момент, когда наши школьники-подростки (сами понимаете, они не всегда могут контролировать свои эмоции) шли по коридору, где было почти темно, и кто-то из ребят выругался. И тут его одноклассница говорит: «Ты что, забыл, что у нас территория без мата?»
Аплодисментов собравшихся удостоилась история студентки 2 курса Анны Долженко. Девушка рассказала о «волшебном человеке», перевернувшем ее жизнь, – школьном библиотекаре.
«Новороссийский рабочий» открыт для диалога с читателями на важную тему, поднятую участниками круглого стола.
